9 июля 2002 года состоялась премьера гангстерской драмы «Проклятый путь» Сэма Мендеса. Буквально за пару лет до этого он дебютировал с размахом, завоевав разом 5 «Оскаров» за свою драму «Красота по-американски» (1999). Было бы странно ждать от Мендеса провала, и «Проклятый путь» подтвердил мастерство начинающего режиссера. Почему этот неонуар – одна из лучших историй о по-настоящему сложных отношениях отца и сына, рассказываем в нашем материале.
Майкл Салливан – гангстер, который не чурается «грязной» работы, а потому с оружием в руках его встретишь чаще, чем в компании сына. Тем не менее именно сын оказывается на месте разборок в один злополучный вечер, и тогда семье Салливана можно забыть о спокойной жизни. Но одно дело – недоверие коллеги Коннора Руни, а другое – необходимость бежать от собственной тени. Но Майкл готов на все, даже пойти против всей мафиозной рати, лишь бы уберечь сына. Но на дворе 1930-е, и семейные принципы Вито Корлеоне гангстерам чужды, а значит, впереди долгий путь к спасению.
Самое важное в фильме – отношения отцов и сыновей. Причем не только главных героев – Майкла Салливана и Майкла Салливана-младшего. Есть также босс Джон Руни и его безрассудный сын Коннор, который то ревнует отца к Майклу, то выходит из себя и проваливает задание, то и вовсе уничтожает шанс на нормальную жизнь – разом для всех. При этом Джон не готов изгнать своего нерадивого сына после его проступка и знает, во что это выльется. Но избавиться от Салливана он тоже не может, потому что относится к нему по-отечески. Отеческие же чувства заставляют главного героя пройти свой кровавый путь до конца, постоянно беспокоясь о том, чтобы сын не последовал по его стопам.
«Проклятый путь» основан на одноименном графическом романе Макса Аллана Коллинза и Ричарда Пирса Рейнера. И, что интересно, в этой истории тоже замешаны семейные отношения. Продюсер Дин Занук прочитал комикс и отправил копию своему отцу Ричарду, тоже продюсеру. Старший Занук затем переправил книгу Стивену Спилбергу: «К моему изумлению, Стивен позвонил мне два дня спустя и сказал: «Мне понравилось. Этим стоит заняться». В итоге Ричард и Дин Занук продюсировали «Проклятый путь» наряду с Сэмом Мендесом.
Мендес с ходу заручился участием оператора Конрада Л. Холла, с которым работал над «Красотой по-американски». Тот факт, что за основу взят графический роман, сильно облегчало препродакшн: грубо говоря, форма источника обеспечила им раскадровку. По собственному признанию Мендеса, они работали по раскадровкам большую часть времени. Холл, кстати, считал, что именно зарисовки Сэма дают понимание, что у него на уме.
Прежде театральный постановщик британского Королевского национального театра, а теперь – смело экспериментирующий с формой кинорежиссер, Сэм Мендес не устанавливает для себя границ. В его фильмографии есть и жесточайшая сатира на американскую мечту – «Красота по-американски», и классический (несмотря на год производства) гангстерский фильм – «Проклятый путь» (2002), и фильмы про Бонда («Скайфолл» и «Спектр»), и практически лишенная склеек военная драма «1917» (2019).
Однако Мендес продолжает заниматься и театральными проектами: то мюзикл «Цыган» поставит в Вест-Энде, то «Короля Лира» в Национальном театре, а то и вовсе долгую «Трилогию братьев Леман». И, что важно, Сэм Мендес заработал не только кинематографические призы вроде «Оскара» и «Золотого глобуса»: на его счету с десяток престижных театральных наград, от «Тони» до премии Лоуренса Оливье.
Мендесу удалось снять фильм, который двукратно окупил бюджет. Залогом успеха стало идеальное сочетание сюжета, стиля, операторской работы, монтажа и актерской игры. При этом режиссер отошел от жанровой стилизации, а потому «Проклятый путь», хоть его и можно назвать классикой гангстерского кино, снимался вовсе не как фильм о мафии.
«Проклятый путь» – это исторический фильм, в котором нет двубортных костюмов в тонкую полоску и гетр, – объяснял Мендес. – Я пытался отойти от всех этих клише гангстерского жанра».
Мендес принципиально ограничил локации съемок – Чикаго и ближайшим к нему Пуллманом, чтобы создать аутентичную атмосферу Среднего Запада. Кинокомиссия штата Иллинойс предоставила для съемок Оружейную палату, крупнейшую в Чикаго локацию, там же построили интерьеры дома Салливана и снимали сцену ночной езды с дождем и встречными огнями. Аппаратуры было очень много: одна только осветительная техника занимала 5 трейлеров, а после строительства декораций потребовалось 10 такелажников и 8 недель, чтобы установить леса и крепления для съемок. Кто бы мог подумать, что за двухчасовой лентой скрывается столько трудоемких деталей.
Помимо плотной работы с Конрадом Л. Холлом, Сэм тесно сотрудничал с художником по костюмам Альбертом Вольски и художником-постановщиком Деннисом Гасснером. Было важно, чтобы период Великой депрессии выглядел на экране достоверно.
«Палитра для фильма была очень приглушенной, – говорит Мендес. – С самого начала мы с Конрадом говорили о том, как создать ощущение сильного контраста в изображениях с помощью жесткого бокового света и светотени. Мы хотели темный фон и темные декорации с темными, приглушенными зелеными и серыми оттенками. Все костюмы Альберта Вольски очень тщательно подобраны, с мягкими очертаниями и очень мягкими силуэтами».
Среди любопытных хитростей Мендеса – дистанция, которую он намеренно создал между Хэнксом и зрителями в первой половине фильма. Так как на момент съемок Том был уже актером первой величины, сделать это было довольно сложно, но вместе с оператором ему удалось заставить зрителей иначе посмотреть на голливудскую звезду. Сцена за сценой Хэнкс либо частично скрыт, либо виден через дверные проемы, а то и вовсе исчезает в тени.
«Я хотел, чтобы зрителям пришлось бороться со своим знанием его как актера и быть втянутыми на каком-то уровне, потому что им не давали обычных сигналов», – комментировал решение Мендес.
Главную роль – гангстера Майкла Салливана – играет великолепный Том Хэнкс, хотя, как ни удивительно, он не получил за нее даже номинации на «Оскара». Мафиози и отец семейства в его исполнении сдержан и вежлив, он заботится о семье, но и от кровавой работы не отказывается. На первый взгляд кажется, что мистер Гамп с приятной доброй наружностью – последний, кто может вписаться в амплуа хладнокровного убийцы, однако Хэнкс блестяще доказывает обратное.
Джона Руни, который по-отечески и с доверием относится к Салливану, сыграл Пол Ньюман. За роль, ставшую последней крупной работой в его карьере, актер получил номинации на «Оскара», «Золотой глобус» и BAFTA. Мафиози в исполнении Ньюмана отчасти напоминает Вито Корлеоне: он бывает вспыльчив, однако не принимает поспешных решений, ценит преданных сотрудников и семейные узы.
Коннор Руни в исполнении Дэниэла Крэйга – отдельное удовольствие, это буквально одна из лучших ролей в карьере актера. Слезящиеся глаза, выпирающие, неаккуратно побритые скулы и отвратительная ухмылка: в этом негодяе каждая черта доведена до совершенства. Но первым планом в его жизни безраздельно правит одиночество, обусловленное недостатком отеческой любви.
Магуайр – иного толка злодей, его мотивация, в отличие от чувств Руни, абсолютно материальна. Никаких ценностей, ни капли сожалений. Если понадобится – и ребенка убьет. И Джуд Лоу, которого сложно представить в роли беспринципного киллера, воплощает настоящего маньяка – с водянистыми глазами, бледным лицом и странными привычками. Его роль невелика, но значительна, потому что только такой тип, как Магуайр, мог добавить ярких штрихов решающей сцене фильма.
На самом деле актерский состав этого фильма просто блестящий, в паре эпизодов даже Стэнли Туччи появляется – в роли Фрэнка Нитти, соратника Аль Капоне. Каждый актер идеально вписывается в общую картину, занимая свое исключительное место.
Фильм получил «Оскара» и премию BAFTA за лучшую работу оператора, но, увы, Конрад Л. Холл, который скончался в январе 2003 года, не дожил до церемонии вручения. Однако эти награды лишь стали подтверждением его таланта: Холл работал с Мендесом над «Красотой по-американски» (2000), за что удостоился «Оскара» и премии BAFTA, а еще раньше, в 1970-м, получил такой же комплект за вестерн «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969), картину, в честь которой получил свое название кинофестиваль «Сандэнс».
Снимая «Проклятый путь», Конрад Л. Холл сохранил реалистичность, намеренно избегая какой-либо стилизации.
«Вещь, которая заставляет данную картинку работать так хорошо, – это некоторого рода честность, – рассказывал Холл. – Это вид честной реальности, которая не пытается быть показной ни в каком роде. Нет голубого лунного цвета, зеленых перспектив, ничего подобного. В фильме есть очень бережно созданные композиции, он тщательно смонтирован, его темп плавный и размеренный – все это хорошо работает для истории».
Среди исключительных приемов мастера – приближение по мере того, как актер движется навстречу объективу, этот эффект добавляет нервозности перед знакомством с Магуайром. А плавное переключение между планами после ссоры Джона и Коннора Руни намеренно обращает внимание зрителя на младшего Руни, усиливая его эмоцию. Резкая смена плана трижды подряд, например, усиливает шоковый эффект в сцене, где Магуйар снимает место преступления.
Отражение Коннора Руни в зеркале, когда тот совершил преступление и с гордостью и страхом, сняв маску, всматривается в обновленное лицо. И снова отражение – только для фиксации беспокойства Салливана-младшего, уже в автомобильном зеркале заднего вида, – когда им с отцом в очередной раз грозит опасность. Панорамирование в одном из последних эпизодов следует за Салливаном, который идет навстречу отмщению, и этот прием создает дополнительное напряжение…
При этом самые жестокие сцены настолько виртуозно сняты за счет отражений, двойного фокуса и лаконичного света, что глаз просто не оторвать. «Проклятый путь» – настоящая энциклопедия операторского искусства, в нем собрано столько потрясающих приемов, что можно пересматривать фильм раз за разом, открывая все новые детали.
Холл каким-то образом создал обрамление для каждого персонажа, настолько удачное, что все в кадре становится продолжением героев, финальным штрихом. Его операторская работа сделала каждую сцену понятной зрителю, а в некоторых случаях обусловила идеальный монтаж и даже его отсутствие (как в сценах с ограблением). Когда Холла спросили, откуда он знает, куда направлять камеру, он ответил: «Я направляю ее на историю».
Тандем Сэма Мендеса и композитора Томаса Ньюмана тоже образовался на съемках «Красоты по-американски», где каждая композиция иронично дополняет происходящее. «Проклятый путь» стал для композитора показательной работой, не экспериментом, а классической версией Ньюмана. Томас сформировал уникальный звук, задействовав легкую музыку симфонического оркестра в сочетании с необычными этническими элементами. Это оказалось идеальным фоном для гангстерской драмы Мендеса.
Порой музыку Ньюмана просто не замечаешь: она настолько сливается с атмосферой картины и характером персонажей, что порой кажется, что тревога и дискомфорт исходят от самого изображения. Лучший саундтрек – тот, который не замечаешь, потому что, минуя уши, он переходит на более глубокий уровень, дополняя общее впечатление от картины.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…