Рассказываем, как популярные синглы превратились в музыкальные воспоминания о кино и былом.
С чем у вас ассоциируется песня Eye of The Tiger? Или сингл My Heart Will Go On? Одни расскажут о каком-нибудь событии из жизни. Другие ответят, что никаких мыслей эти композиции не вызывают. Однако большинство людей вспомнит фильмы или сериалы, в которых они звучали. Правильно подобранный видеоряд позволяет музыке отпечатываться у нас в голове и в то же время превращает ее в своеобразную визитную карточку, маркер той или иной эпохи. Песни и ленты существуют в неразрывном тандеме, и даже спустя десятилетия им удается сохранить прочную связь друг с другом.
До середины XX века киностудии использовали в основном оригинальные саундтреки, с помощью которых они могли контролировать эмоции зрителей: динамичные – для напряженных сцен, лирические – для драмы, мелодичные – для комедий. Но с 1950-х и 1960-х годов музыка в кино начала радикально меняться. Знаменитые песни или созданные чисто для фильмов композиции стали пользоваться все большей популярностью в Голливуде.
Контроль зрительских эмоций теперь не стоял на первом плане – ведь в руках студийных боссов появился новый рекламный инструмент. Музыкальные темы со словами, специально записанные для фильмов заранее, использовались для продвижения проектов на радио и телевидении. Один из ярких примеров – хит Moon River из «Завтрака у Тиффани», который композиторы Генри Манчини и Джонни Мерсер написали для Одри Хепберн. Зрители могли слушать эту песню дома, испытывая практически те же эмоции, что и при просмотре ленты в кинотеатре. Музыкальные темы становились воспоминанием об увиденном.
На радость продюсерам в это же время в Голливуде появляется новая звезда – Элвис Пресли, гениальный музыкант с эффектной внешностью и невероятной харизмой. Для студий, делавших упор на оригинальные песни, он стал настоящей золотой жилой. Именно Элвису мы обязаны популяризацией рок-н-ролла: практически каждая заглавная композиция в фильмах с его участием становилась хитом. Сразу 11 треков Короля попали в список 500 лучших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone, включая культовую Jailhouse Rock.
В 1960-е зрители также увидели рождение франшизы, которая успешно существует и по сей день, – бондианы. Секретный агент британской разведки и так бы покорил аудиторию, но авторам картин требовалась изюминка, которая смогла бы еще больше возвысить их над конкурентами. Так фильмы о Бонде обзавелись фирменным вступлением с запоминающейся заглавной песней и стильной заставкой. Первый трек со словами появился в «Голдфингере»: партитуру написал композитор Джон Барри, а исполнительницей стала Ширли Бэсси, чья популярность после премьеры картины лишь возросла. Интро блокбастеров о Бонде в дальнейшем превратилось в эдакий срез эпохи: с каждой новой лентой зрители могли проследить, как менялся не только сам агент 007, но и мировая музыка в целом.
Отдельное место в киноиндустрии занимают фильмы про Вьетнам. Многие режиссеры переосмысливали подход к созданию военного кино, в том числе и с точки зрения музыки. Вместо традиционных боевых мотивов с барабанами, духовыми и фанфарами в саундтреках 1970-х и 1980-х стали чаще появляться популярные песни. Причем многие из треков заметно и даже умышленно контрастировали с происходящим на экране.
Так, вступительная часть «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы с бомбардировкой напалмом сопровождается легендарной The End в исполнении The Doors. Эпизод вызвал у аудитории неоднозначный отклик, поскольку творчество группы было популярно среди хиппи, выступавших против войны во Вьетнаме. Коппола с самого начала готовил зрителей к нестандартному взгляду на конфликт, а использование современной песни позволило напомнить публике, что эта трагедия происходила совсем недавно.
Популярная музыка не только помогает связать события в фильме с действительностью, но нередко является и инструментом иронии. Лирические произведения о любви, надежде, чудесном мире соседствуют с жестокими и неприятными кадрами. В ленте «Доброе утро, Вьетнам» герой Робина Уильямса, ведущий военной радиостанции, в одной из сцен ставит в эфир песню Луи Армстронга What a Wonderful World, а зрителям тем временем показывают бомбежку деревни, подавление протестов и расстрел людей.
Музыкальным символом эпохи войны во Вьетнаме навсегда останутся песня Fortunate Son группы Creedence Clearwater Revival и частично творчество The Rolling Stones. Их композиции звучали в вышеупомянутом «Апокалипсисе сегодня», «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика и более позднем «Форресте Гампе» Роберта Земекиса. Треки настолько органично сплелись с военным видеорядом, что даже сейчас мемы о вьетнамских флешбэках непременно ассоциируются с Paint It Black, Gimme Shelter и Fortunate Son.
В течение двух десятилетий роль музыки в кино заметно изменилась: в 1980-х в Голливуде наступил Золотой век саундтреков. Композиторы начали чаще экспериментировать с жанрами, объединяя, например, такие несовместимые вроде бы вещи, как классическую оркестровую музыку и электронику. Подобные коллаборации можно услышать, скажем, в полнометражных продолжениях «Звездного пути».
Что касается популярных треков, то они стали появляться практически повсеместно, начиная с драм и заканчивая фантастикой с боевиками. За 10 лет мы получили массу хитов: Eye of the Tiger из «Рокки 3», Don’t You (Forget About Me) из «Клуба «Завтрак», Take My Breath Away из «Лучшего стрелка», The Power of Love из «Назад в будущее» и т.д. Песни долгое время держались в топах всевозможных чартов, моментально приобретали статус культовых и становились вечным напоминаем о яркой эпохе 1980-х. Симбиоз нашумевших треков и фильмов достиг апогея, и теперь перед киностудиями стоял вопрос о том, куда двигаться дальше.
Одни нашли решение в мультипликационных мюзиклах. Конечно, речь о Disney – в 1990-е студия переживала невиданный расцвет. Она не только задала стиль всей мультипликации на ближайшие 10 лет, но и крайне ответственно подошла к созданию музыкального сопровождения. В 1993 году Disney выпустила «Аладдина», в котором зрители и критики особенно отметили любовную балладу A Whole New World (музыка Алана Менкена, слова Тима Райса). Песню ждал невероятный триумф: она завоевала «Золотой глобус», «Грэмми» и «Оскара». Через год студия повторила этот успех – в кинотеатрах вышел «Король Лев» с синглом Элтона Джона Can You Feel the Love Tonight. За исполнение этой песни легендарный музыкант получил свою первую золотую статуэтку.
Также в 1990-е в кино стали чаще фигурировать поп- или рок-баллады, которые превращались в заглавные темы картин. Это и I Don’t Want to Miss a Thing группы Aerosmith из «Армагеддона», и I Will Always Love You Уитни Хьюстон из «Телохранителя», и, разумеется, My Heart Will Go On Селин Дион из «Титаника». Последний сингл произвел эффект разорвавшейся бомбы: композиция завоевала «Оскара», «Золотой глобус» и 4 «Грэмми», стала крупнейшим хитом певицы и всего десятилетия, а также успешно трансформировалась в главный любовный гимн следующих нескольких лет.
Некоторые режиссеры, в свою очередь, начали чаще интегрировать песни в нарратив фильмов. Одним из мастеров подобного подхода по праву считается Квентин Тарантино, который полагается на музыку, чтобы воплотить свои идеи на экране. В 1990-е первые творения культового постановщика запомнились не только блестящими диалогами, но и идеально подобранным саундтреком.
«Одна из вещей, которые я делаю, когда приступаю к работе над фильмом, когда пишу сценарий или когда у меня появляется идея, – я просматриваю свою коллекцию пластинок и просто ставлю песни, пытаясь найти личность картины, ее дух. В конце концов я останавливаюсь на одной, двух или трех композициях и думаю про себя: «О, это отличный вариант для вступительных титров», – рассказывал Тарантино.
В нулевые коммерческая машина кино заработала с новой силой. Практически каждый фильм, будь то комедия, драма или слэшер, получал собственный альбом с саундтреком, который поклонники сметали с прилавков. Жанровый ренессанс отражался и на самих лентах: зрители могли услышать множество песен в стиле рэп, R’n’B, поп, рок, и метал. Вместе с тем продюсеры и музыканты создавали для тинейджерских каналов клипы на те или иные хиты, в которых фигурировали либо сами актеры, либо сцены из фильмов.
На нулевые пришелся и расцвет популярных синглов в сериалах. Шоураннеры проектов остро нуждались в дополнительных якорях, которые могли бы зацепить аудиторию. Ими стали уже известные нам заглавные темы. Начав с «Друзей» и их «хлопающего» сингла I’ll Be There for You в 1990-е, в нулевые создатели сериалов продолжили вкладывать в свои творения музыкальные визитные карточки. Кто не помнит знаменитые Superman из «Клиники», Save Me из «Тайн Смолвиля» или Woke Up This Morning из «Клана Сопрано»? В этот период золотой век саундтреков наступал уже для телевидения.
Комментарии