А еще хладнокровный мошенник, обольстительный жиголо и бандит без царя в голове.
Лето почти прошло, как пел Джим Моррисон, но летнее настроение по-прежнему с нами. А завтра еще и Ричарду Гиру, королю всех романтиков, исполнится 75. Но не одними лишь «Красоткой», «Осенью в Нью-Йорке», «Сбежавшей невестой» его фильмография примечательна. В багаже Гира хватает и отличных драматических ролей, которые не принесли ему ни одной оскаровской номинации (увы), зато убедили скептиков в многогранности его таланта. Надеемся, что и вас убедят!
«Дни жатвы» (1978)
Во втором фильме Терренса Малика Гир, потный, закопченный, появляется в кадре с лопатой, зашвыривая в топку уголь. Точно бес из преисподней, сжигающий в адском пламени грешников. Работенка – не сахар, и герой по щелчку пальцев выходит из себя. Убив мужика, затеявшего с ним ссору, он пускается в бега и меняет чикагское пекло на техасскую пустошь. Там он идет в сезонники и замахивается на аферу при пособничестве своей подружки: пусть она охмурит владельца фермы и станет его женой, а потом тот, смертельно больной, двинет кони, и криминальные любовники унаследуют его сбережения. Хитрый план усложняется тем, что подружка на самом деле влюбляется в фиктивного мужа.
Пройдоха, маргинал, убийца, коварный и беспринципный тип – вот вам и романтический герой Ричард Гир. До статуса суперзвезды он пока не дотянулся, и его Билл, простой парень, свернувший на кривую дорожку, выглядит приземленно циничным. Внешность ангела, душа сатаны – контраст, который Гир и дальше продолжит мастерски использовать в своих целях. А «Дни жатвы» он впоследствии назовет лучшей картиной со своим участием. В скобках добавим, что это еще и один из красивейших фильмов во вселенной, волшебной солнечной вспышкой застывший на пленке слепнущего (!) оператора-гения Нестора Альмендроса.
«Американский жиголо» (1980)
Встречайте Джулиана Кея, элитного дамского угодника, иначе говоря – дорогого эскортника. Он с иголочки одет, куртуазен, ухожен, а уж как элегантно за рулем изящного автомобильчика смотрится – глаз не оторвать. Клиенток он перемешивает, словно карты в колоде: то одну уважит, то еще одну, вальяжно меняя свои услуги на деньги. Но затем происходит непредвиденное. Очередную пассию Джулиана убивают. Другая пассия отказывается дать ему алиби, спохватившись, что вообще-то ее брак может лопнуть. И Кей возглавляет список подозреваемых.
Хищный триллер Пола Шредера распахнул двери для всех последующих эротических лент 1980-х и превратил Гира в новую сенсацию Голливуда. Его жиголо опасен, прекрасен, по-делоновски холоден и неотразимо порочен. Гир же – привлекателен и бесстрашен. Шредер навестил его в Малибу, всучил сценарий и заявил, что артист должен отреагировать на него не позднее завтрашнего дня. В итоге Ричард вступил на борт «Американского жиголо» за две недели до старта съемок, признав, что Кей был его абсолютной противоположностью, и вписал свое имя в историю откровенных сцен как первый ведущий актер, полностью обнажившийся перед камерой.
«На последнем дыхании» (1983)
И вновь персонаж Ричарда Гира бросает вызов закону и порядку. В вольном ремейке годаровского хита он играет лоботряса Джесси, который тащится от Джерри Ли Льюиса, угоняет авто и стреляет направо-налево хулиганской улыбочкой. Однажды, правда, он стреляет из пистолета, а на пути пули оказывается полицейский. Неунывающий desperado не отчаивается и хочет сбежать в Мексику в компании знойной подружки-француженки по фамилии Пуакар (в честь героя Жан-Поля Бельмондо), но доблестные сотрудники полиции не намерены так просто его отпускать.
Это чересчур многословный, аляповатый, во всем чрезмерный оммаж алмазу «новой волны» – и Гир ведет себя соответствующе. Что вовсе не плохо, даже наоборот. Нечасто видишь заслуженного артиста на таком расслабоне: он кривляется, дурным голосом поет в душе, пилит селфи (да, в 1983-м), ныряет в эротические сцены, как в теплую ванну, и живет по рок-н-роллу со всеми вытекающими. Бродячий фанфарон, паяц, воплощение неукротимого хаоса: роль вопиюще трагикомичная, обольстительная и нелепая одновременно, и как же ловко с ней справляется ненаглядный наш Ричард. Преданных фанов у этого фильма немного, зато в их числе – сам Квентин Тарантино, удостоивший «На последнем дыхании» цитаты в «Бешеных псах» (в комнате мистера Оранжевого висит плакат с Серебряным Серфером, поскольку Джесси обожал его комиксы).
«Первобытный страх» (1996)
В эпоху после «Красотки» где только Гир не снимался. Тут и типичные мелодрамы вроде «Мистера Джонса», и типичные триллеры вроде «Окончательного анализа», и типичные ромкомы вроде «Сбежавшей невесты». Попадались и боевики («Шакал»), и приключения («Первый рыцарь»), и даже ужастики («Человек-мотылек»). В большинстве фильмов Ричард отрабатывал механически, без огонька, честно отчитываясь за очередной чек, но не пытаясь кому-то что-то доказать. Тем не менее, встречались и приятные исключения. Например, роскошный и совсем не типичный триллер «Первобытный страх», где герой Ричарда заделался адвокатом парня, обвиняемого в жестоком убийстве.
С одной стороны, перед нами фирменный Гир на высоте положения. Образцовая стрижка, образцовые костюмы, образцовый статус в обществе. С другой, любопытные нюансы вскрываются в его беседах с подопечным, которого играет молодой Эд Нортон (с ходу получивший первую оскаровскую номинацию и единственный в карьере «Золотой глобус»). Мало-помалу юрист понимает, что парень-то с червоточинкой, и жуткие подозрения меняют его представления об этом деле и своей роли в нем. Тот случай, когда половинки ведущего дуэта так ладно дополняют друг друга, что каждому хочется выписать персональную премию за усердие. А еще Гир использовал все свое влияние, чтобы отстоять финальный шок-твист перед авторами «Первобытного страха», намеренными присобачить ему иную концовку. Защитник, которого мы заслужили.
«Порочная страсть» (2012)
Последний мощный актерский выход Ричарда Гира состоялся в 2012-м – четырьмя годами ранее все рекорды слезливой сентиментальности побил «Хатико». А «Порочная страсть» напомнила, как необыкновенно хорош может быть наш герой, когда его обеспечивают достойным материалом. В драме сценариста и режиссера Николаса Джареки Гир играет импозантного бизнесмена, который без зазрения совести проворачивает мошеннические махинации, изменяет жене (Сьюзен, между прочим, Сарандон), вдобавок влипает в неприятную историю с гибелью своей любовницы в автокатастрофе. Водоворот большой и маленькой лжи затягивает его все глубже, а самодовольная усмешка постепенно стирается с его лица.
Казалось бы, ничего свежего: поучительное кино с посылом «богатые тоже плачут», эффектно страдающий Гир в пиджаке, полицейские допросы, суды, скандальные разоблачения. Но «Порочная страсть» превосходно работает именно как своеобразный гировский the best of, обобщение того, чем Ричард был славен за двадцать лет до, рассказ о красавце со средствами, властью и вниманием женщин, который внезапно перестал получать от всего этого удовольствие. Совершая новые и новые ошибки, невеликий комбинатор становится все более уязвимым, а Гир чередует убийственное хладнокровие с пронзительной эмоциональностью и призывает не забывать: мастер останется мастером даже после съемок в «Муви 43».
Комментарии