Кино

Режиссер культового «Мужского стриптиза» – о работе с Робби Уильямсом и пользе пения

В российский онлайн-прокат вышла музыкальная трагикомедия с Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган «Почти знамениты» — о хоре жен военнослужащих. В ее основу легла история реального коллектива, который возглавил британские чарты в 2011 году и превратился в национальный феномен. «КиноРепортер» поговорил с режиссером Питером Каттанео о терапевтическом эффекте пения, работе с Робби Уильямсом и культовом дебюте «Мужской стриптиз».

— Хоры жен военнослужащих действительно настолько популярны в Великобритании?

— Да, у нас хор играет важную роль в жизни многих людей. Даже сейчас, во время пандемии, можно найти множество виртуальных хоров, члены которых поют по зуму. Думаю, это отличный способ для социализации и единения. Все хористы рассказывают о катарсисе, который они испытывают во время совместного пения, и чувстве единства друг с другом. Наш фильм повествует как раз об этом, заодно показывая напряженную жизнь жен военных. Организация Military Wives действительно выросла из одного-единственного хора. Сейчас такие коллективы есть, наверное, на любой британской военной базе. Они поднимают людям дух.

— Однако это не самое очевидное хобби.  

— Мне кажется, у многих хор до сих пор ассоциируется с церковью и старомодной скукой. На самом деле, как говорит в фильме героиня Шэрон Хорган, это просто «поющие группы». Думаю, во время самоизоляции люди осознали свою первобытную тягу к совместной деятельности и научились ценить радость, которую она приносит.

Кадр из фильма «Почти знамениты»

— Поющие на балконах итальянцы завоевали интернет…

— Да, хороший пример. Мы даже думали делать документальный фильм о музыке во время пандемии. В сети и правда появилось много материала: тех же поющих итальянцев и онлайн-хоров. Люди занимаются музыкой, чтобы справиться со сложностями. Даже медсестры и пациенты в реанимациях поют.

– Участницы реального хора военнослужащих принимали участие в создании фильма?

– Первыми хористками, с которыми я говорил, как раз были жены солдат с военной базы в Каттерике, где мы в итоге и снимали фильм. Именно там появился первый подобный хор. Они рассказали мне о первых репетициях и разных сложностях, с которыми столкнулись. В их историях было много смешного. В ходе подготовки мы посетили несколько военных баз, подсматривали детали ежедневной рутины. В целом эти женщины ведут обычную жизнь, но им приходится следовать множеству правил. Например, дома нужно возвращать в том же виде, в котором вы их получали, — красить или перестраивать нельзя. А чтобы выйти и зайти на территорию, надо проходить через охранный пост.

Питер Каттанео на премьере «Почти знамениты» в Лондоне

— Почему решили никак не касаться моральной стороны самой войны?

— Это история не об ужасах сражений. Я как-то сразу понял, что нужно сконцентрироваться на людях, которых военные оставляют, уезжая на службу. Их жены все время в ожидании плохих новостей, и в целом их эмоции знакомы многим.

— А как работалось с Кристин Скотт Томас?

— Ей очень важно, чтобы сценарий был максимально доработанным, поэтому она не боялась его критиковать. Она и Шэрон помогали нам дорабатывать первую версию текста. При этом Кристин всегда открыта к предложениям и готова обсуждать сцены детально.

Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган в фильме «Почти знамениты»

— Сложно балансировать между драмой и комедией?

— Это очень инстинктивная вещь. Даже в тяжелые времена мы полагаемся на юмор. Жены военных попросили меня не делать фильм о том, как они просто целыми днями сидят и ждут, когда вернутся их храбрые мужья- солдаты. Им, разумеется, бывает тяжко, но они веселятся. Это я и хотел передать. По сути, в фильме маловато шуток, это не та комедия, где люди падают и портят воздух.

– Саундтрек играет важную роль в «Почти знамениты». Как вы его подбирали?

— Я сразу решил, что героини должны петь рок-н-ролл или поп-рок, а не традиционные хоровые вещи. Выбор песен отражает разницу в характерах двух главных героинь. Мы перепробовали массу композиций — рок, нью-вейв, инди, постпанк, электропоп. Ассортимент был просто огромный. Хоровое исполнение Only You, Time After Time или Shout выглядит оригинально, ведь все привыкли к совсем другим интерпретациям этих хитов. Люди начинают улыбаться, когда слышат их в хоровом исполнении.

— Оригинальную песню для фильма придумал Робби Уильямс.

— С песней Робби Уильямса и Гая Чемберса было сложно. Мы хотели, чтобы она звучала эффектно и перекликалась с нашей историей, но при этом не была излишне сентиментальной. Мы с Гаем долго обсуждали темы, которые поднимаются в фильме, и истории, которые я услышал от жен военных. Он написал текст, а затем доработал его с Робби. Уже после этого мы создали письма, из которых по сюжету рождается песня. Сделали все в обратном порядке, так сказать.

— «Мужской стриптиз» — одна из главных британских комедий последних 25 лет. Каково это — когда твой дебютный малобюджетный фильм становится национальным хитом и соревнуется на «Оскаре» с «Титаником»?

— Успех — это определенное давление. Особенно если ты гордишься фильмом. Теперь ты обязан искать истории, которые будут не хуже. Надо сказать, это почти парализует. Я не знал, за какой проект браться. Сейчас я старше, и мне просто хочется дальше снимать фильмы или сериалы. Время уходит, а я живу здесь и сейчас.

Как, по-вашему, изменился жанр за это время?

— Точно могу сказать, что у нас по-прежнему любят истории про героев, которые побеждают, хотя все предвещало поражение. Кстати, когда мы снимали «Мужской стриптиз», то тоже спорили, насколько сильно стоит акцентировать важные темы — безработицу, последствия правления Маргарет Тэтчер, закрытие тяжелой промышленности. В итоге мы решили сконцентрироваться на персонажах, а политическую ситуацию оставить журналистам. Вроде не прогадали.

Кадр из финальной сцены фильма «Мужской стриптиз»

— Принц Чарльз оказался фанатом фильма. Вам это льстит?

— Я рад этому, конечно. Но мне важнее личные истории простых людей, которые до сих пор благодарят меня за «Мужской стриптиз». Многие признаются, что фильм помог им в трудную минуту. Это меня особенно радует.

— Вы не думали вернуться к героям «Мужского стриптиза»?

— Никто никогда даже не обсуждал идею продолжения. Фильм вырос в мюзикл, а затем в пьесу. Он продолжает жить.

— Роберт Карлайл пару лет назад признался, что съемки шли тяжело.

— Дело в том, что времени было очень мало. А спешка сильно влияет на всеобщее настроение. У нас даже не было времени на репетиции, а актеры нервничали из-за обнажения. Все это не помогало сплочению. Раздевание, кстати, было прописано в их контрактах — нужно было раздеться перед настоящими зрителями. Некоторые актеры, помню, даже отказались. «Почти знамениты» было гораздо веселее снимать, чем «Мужской стриптиз». В этот раз все работали очень сплоченно, Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган не вели себя, будто они важнее других. Мы начали репетиции пения в день, когда актрисы познакомились друг с другом. Сначала все смущались и нервничали, но уже через пару часов лед тронулся.

— В чем секрет создания дружественной атмосферы?

— Как раз в пении. (Смеется.) Вообще, режиссеру нужно просто быть честным с самим собой и с другими. Если ты испытываешь сложности со сценой, не бойся в этом признаться.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад