В онлайн-прокат вышла новая комедия Питера Каттанео «Почти знамениты» с Кристин Скотт Томас.
В российский онлайн-прокат вышла музыкальная трагикомедия с Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган «Почти знамениты» — о хоре жен военнослужащих. В ее основу легла история реального коллектива, который возглавил британские чарты в 2011 году и превратился в национальный феномен. «КиноРепортер» поговорил с режиссером Питером Каттанео о терапевтическом эффекте пения, работе с Робби Уильямсом и культовом дебюте «Мужской стриптиз».
— Хоры жен военнослужащих действительно настолько популярны в Великобритании?
— Да, у нас хор играет важную роль в жизни многих людей. Даже сейчас, во время пандемии, можно найти множество виртуальных хоров, члены которых поют по зуму. Думаю, это отличный способ для социализации и единения. Все хористы рассказывают о катарсисе, который они испытывают во время совместного пения, и чувстве единства друг с другом. Наш фильм повествует как раз об этом, заодно показывая напряженную жизнь жен военных. Организация Military Wives действительно выросла из одного-единственного хора. Сейчас такие коллективы есть, наверное, на любой британской военной базе. Они поднимают людям дух.
— Однако это не самое очевидное хобби.
— Мне кажется, у многих хор до сих пор ассоциируется с церковью и старомодной скукой. На самом деле, как говорит в фильме героиня Шэрон Хорган, это просто «поющие группы». Думаю, во время самоизоляции люди осознали свою первобытную тягу к совместной деятельности и научились ценить радость, которую она приносит.
— Поющие на балконах итальянцы завоевали интернет…
— Да, хороший пример. Мы даже думали делать документальный фильм о музыке во время пандемии. В сети и правда появилось много материала: тех же поющих итальянцев и онлайн-хоров. Люди занимаются музыкой, чтобы справиться со сложностями. Даже медсестры и пациенты в реанимациях поют.
– Участницы реального хора военнослужащих принимали участие в создании фильма?
– Первыми хористками, с которыми я говорил, как раз были жены солдат с военной базы в Каттерике, где мы в итоге и снимали фильм. Именно там появился первый подобный хор. Они рассказали мне о первых репетициях и разных сложностях, с которыми столкнулись. В их историях было много смешного. В ходе подготовки мы посетили несколько военных баз, подсматривали детали ежедневной рутины. В целом эти женщины ведут обычную жизнь, но им приходится следовать множеству правил. Например, дома нужно возвращать в том же виде, в котором вы их получали, — красить или перестраивать нельзя. А чтобы выйти и зайти на территорию, надо проходить через охранный пост.
— Почему решили никак не касаться моральной стороны самой войны?
— Это история не об ужасах сражений. Я как-то сразу понял, что нужно сконцентрироваться на людях, которых военные оставляют, уезжая на службу. Их жены все время в ожидании плохих новостей, и в целом их эмоции знакомы многим.
— А как работалось с Кристин Скотт Томас?
— Ей очень важно, чтобы сценарий был максимально доработанным, поэтому она не боялась его критиковать. Она и Шэрон помогали нам дорабатывать первую версию текста. При этом Кристин всегда открыта к предложениям и готова обсуждать сцены детально.
— Сложно балансировать между драмой и комедией?
— Это очень инстинктивная вещь. Даже в тяжелые времена мы полагаемся на юмор. Жены военных попросили меня не делать фильм о том, как они просто целыми днями сидят и ждут, когда вернутся их храбрые мужья- солдаты. Им, разумеется, бывает тяжко, но они веселятся. Это я и хотел передать. По сути, в фильме маловато шуток, это не та комедия, где люди падают и портят воздух.
– Саундтрек играет важную роль в «Почти знамениты». Как вы его подбирали?
— Я сразу решил, что героини должны петь рок-н-ролл или поп-рок, а не традиционные хоровые вещи. Выбор песен отражает разницу в характерах двух главных героинь. Мы перепробовали массу композиций — рок, нью-вейв, инди, постпанк, электропоп. Ассортимент был просто огромный. Хоровое исполнение Only You, Time After Time или Shout выглядит оригинально, ведь все привыкли к совсем другим интерпретациям этих хитов. Люди начинают улыбаться, когда слышат их в хоровом исполнении.
— Оригинальную песню для фильма придумал Робби Уильямс.
— С песней Робби Уильямса и Гая Чемберса было сложно. Мы хотели, чтобы она звучала эффектно и перекликалась с нашей историей, но при этом не была излишне сентиментальной. Мы с Гаем долго обсуждали темы, которые поднимаются в фильме, и истории, которые я услышал от жен военных. Он написал текст, а затем доработал его с Робби. Уже после этого мы создали письма, из которых по сюжету рождается песня. Сделали все в обратном порядке, так сказать.
— «Мужской стриптиз» — одна из главных британских комедий последних 25 лет. Каково это — когда твой дебютный малобюджетный фильм становится национальным хитом и соревнуется на «Оскаре» с «Титаником»?
— Успех — это определенное давление. Особенно если ты гордишься фильмом. Теперь ты обязан искать истории, которые будут не хуже. Надо сказать, это почти парализует. Я не знал, за какой проект браться. Сейчас я старше, и мне просто хочется дальше снимать фильмы или сериалы. Время уходит, а я живу здесь и сейчас.
– Как, по-вашему, изменился жанр за это время?
— Точно могу сказать, что у нас по-прежнему любят истории про героев, которые побеждают, хотя все предвещало поражение. Кстати, когда мы снимали «Мужской стриптиз», то тоже спорили, насколько сильно стоит акцентировать важные темы — безработицу, последствия правления Маргарет Тэтчер, закрытие тяжелой промышленности. В итоге мы решили сконцентрироваться на персонажах, а политическую ситуацию оставить журналистам. Вроде не прогадали.
— Принц Чарльз оказался фанатом фильма. Вам это льстит?
— Я рад этому, конечно. Но мне важнее личные истории простых людей, которые до сих пор благодарят меня за «Мужской стриптиз». Многие признаются, что фильм помог им в трудную минуту. Это меня особенно радует.
— Вы не думали вернуться к героям «Мужского стриптиза»?
— Никто никогда даже не обсуждал идею продолжения. Фильм вырос в мюзикл, а затем в пьесу. Он продолжает жить.
— Роберт Карлайл пару лет назад признался, что съемки шли тяжело.
— Дело в том, что времени было очень мало. А спешка сильно влияет на всеобщее настроение. У нас даже не было времени на репетиции, а актеры нервничали из-за обнажения. Все это не помогало сплочению. Раздевание, кстати, было прописано в их контрактах — нужно было раздеться перед настоящими зрителями. Некоторые актеры, помню, даже отказались. «Почти знамениты» было гораздо веселее снимать, чем «Мужской стриптиз». В этот раз все работали очень сплоченно, Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган не вели себя, будто они важнее других. Мы начали репетиции пения в день, когда актрисы познакомились друг с другом. Сначала все смущались и нервничали, но уже через пару часов лед тронулся.
— В чем секрет создания дружественной атмосферы?
— Как раз в пении. (Смеется.) Вообще, режиссеру нужно просто быть честным с самим собой и с другими. Если ты испытываешь сложности со сценой, не бойся в этом признаться.
Комментарии