1947 год. Начинающий писатель Александр Ганин (Леонид Бичевин), прошедший всю войну в качестве фронтового корреспондента, отмечает свое 35-летие. Впрочем, праздновать особо нечего. В мирное время юбиляр никак не может найти свое место. Книга воспоминаний о войне не пишется, а тут еще влип в историю: закрутил интрижку с женой высокопоставленного офицера, который сделал все, чтобы испортить ловеласу жизнь.
В довершение, Ганин получает письмо, в котором некая женщина сообщает ему о смерти отца, служившего милиционером в рыбацком поселке Островное под Выборгом. Отца Александр не знал, но, тем не менее, решает, что отправиться туда – это лучшая возможность сбежать от навалившихся проблем. Так молодой писатель оказывается в местечке, где жизнь протекает по своим законам.
Ганин достаточно быстро выясняет, что сердечный приступ был констатирован отцу ошибочно, и умер тот не своей смертью. Начальник местного уголовного розыска, капитан Казанцев (Александр Бухаров) – человек сложный, но правильный, – отдает должное уму и проницательности Александра и не сильно возражает, когда он решает остаться в поселке, чтобы писать о буднях милиции…
Ретро-детективами в последние годы уже никого не удивить – кажется, это вообще сейчас самый популярный жанр в России. Даже если взять конкретный период – послевоенный СССР – без труда вспоминается целый ряд сериалов. Например, «Крик совы» (2013), с которым у «Молчания» немало общего, или совсем недавний «За час до рассвета». И все же у работы Дмитрия Петруня есть собственный почерк, который выделяет его из прочих.
Вообще, название сериала словно напрашивается на ассоциацию с классическим изречением «Молчание – золото», но это, конечно, прозвучало бы чрезмерно комплиментарно. И все же тут есть, за что хвалить. В частности, за стиль. Создатели позиционируют мини-сериал как нуар, сам режиссер отмечает, что «Молчание» – знак уважения к творчеству Алексея Германа и конкретно к фильму «Двадцать дней без войны», к которому он сделал прямые отсылки.
Странно, правда, что он ссылается на эту картину, а не на другую драму Германа – «Мой друг Иван Лапшин», с которой перекличек куда больше и по антуражу, и по жанру. Очевидных аллюзий здесь хватает. Так, скажем, третья серия в целом – это просто история советских Бонни и Клайда.
Но сценаристка Анастасия Истомина, писавшая другой ретро-детектив – «Воскресенский» (там действие переносит нас в 1912-й), который тоже снимал Петрунь, – не пошла по пути большинства коллег, попросту надергивающих сюжеты отовсюду подряд. Ее работа намного тоньше.
Начнем с того, что сам главный герой – довольно сложный и неоднозначный, и Леониду Бичевину с ним повезло не меньше, чем с его персонажем в «Морфии» Алексея Балабанова. Едва ли не лучшая роль здесь и у Александра Бухарова, карьеру которого практически похоронила неудача с «Волкодавом из рода Серых Псов» (2006).
В каждой из серий расследуется новое дело, но есть и основная сюжетная арка, которая закольцовывает в конце историю Ганина, оставляя зрителя в некотором недоумении: как, и это все? При том, что создатели сериала словно специально обрубили все мосты для продолжения. Кто-то убит, кто-то уехал, и у главного героя не остается причин оставаться в этом пропахшем сыростью и тоской месте. А молчать можно где угодно.
Бейсболист-неудачник, двое русских гангстеров и соседский кот встречаются в нью-йоркском баре. Нет, это не начало анекдота, а завязка нового фильма…
Метро – весьма привлекательная кинолокация: одной только столичной подземке «КиноРепортер» посвящал достаточно обширный материал, в котором накопилось множество примеров –…
Кинокомпания Paramount, ныне являющаяся частью конгломерата Paramount Skydance, планирует выкупить активы Warner Bros. Discovery. Ранее представители Warner Bros. объявили о…
Они не завоевывают «Оскары». Не блистают на красных дорожках. Не получают звезд на «Аллее славы». Порой даже в титры не…
Ох, сколько нам экранизаций чудных готовит молодое поколение кинематографистов, в новых формах препарирующее нетленные шедевры отечественной литературы! Так, Феликс Умаров,…
Уэс Крейвен, создатель «Комшара на улице Вязов», в свое время объяснил, почему хорроры всегда будут популярны. Фильмы ужасов собирают множество…