С 10 по 13 мая на Первом канале пройдет премьерный показ 4-серийного российского детективного мини-сериала.
1947 год. Начинающий писатель Александр Ганин (Леонид Бичевин), прошедший всю войну в качестве фронтового корреспондента, отмечает свое 35-летие. Впрочем, праздновать особо нечего. В мирное время юбиляр никак не может найти свое место. Книга воспоминаний о войне не пишется, а тут еще влип в историю: закрутил интрижку с женой высокопоставленного офицера, который сделал все, чтобы испортить ловеласу жизнь.
В довершение, Ганин получает письмо, в котором некая женщина сообщает ему о смерти отца, служившего милиционером в рыбацком поселке Островное под Выборгом. Отца Александр не знал, но, тем не менее, решает, что отправиться туда – это лучшая возможность сбежать от навалившихся проблем. Так молодой писатель оказывается в местечке, где жизнь протекает по своим законам.
Ганин достаточно быстро выясняет, что сердечный приступ был констатирован отцу ошибочно, и умер тот не своей смертью. Начальник местного уголовного розыска, капитан Казанцев (Александр Бухаров) – человек сложный, но правильный, – отдает должное уму и проницательности Александра и не сильно возражает, когда он решает остаться в поселке, чтобы писать о буднях милиции…
Ретро-детективами в последние годы уже никого не удивить – кажется, это вообще сейчас самый популярный жанр в России. Даже если взять конкретный период – послевоенный СССР – без труда вспоминается целый ряд сериалов. Например, «Крик совы» (2013), с которым у «Молчания» немало общего, или совсем недавний «За час до рассвета». И все же у работы Дмитрия Петруня есть собственный почерк, который выделяет его из прочих.
Вообще, название сериала словно напрашивается на ассоциацию с классическим изречением «Молчание – золото», но это, конечно, прозвучало бы чрезмерно комплиментарно. И все же тут есть, за что хвалить. В частности, за стиль. Создатели позиционируют мини-сериал как нуар, сам режиссер отмечает, что «Молчание» – знак уважения к творчеству Алексея Германа и конкретно к фильму «Двадцать дней без войны», к которому он сделал прямые отсылки.
Странно, правда, что он ссылается на эту картину, а не на другую драму Германа – «Мой друг Иван Лапшин», с которой перекличек куда больше и по антуражу, и по жанру. Очевидных аллюзий здесь хватает. Так, скажем, третья серия в целом – это просто история советских Бонни и Клайда.
Но сценаристка Анастасия Истомина, писавшая другой ретро-детектив – «Воскресенский» (там действие переносит нас в 1912-й), который тоже снимал Петрунь, – не пошла по пути большинства коллег, попросту надергивающих сюжеты отовсюду подряд. Ее работа намного тоньше.
Начнем с того, что сам главный герой – довольно сложный и неоднозначный, и Леониду Бичевину с ним повезло не меньше, чем с его персонажем в «Морфии» Алексея Балабанова. Едва ли не лучшая роль здесь и у Александра Бухарова, карьеру которого практически похоронила неудача с «Волкодавом из рода Серых Псов» (2006).
В каждой из серий расследуется новое дело, но есть и основная сюжетная арка, которая закольцовывает в конце историю Ганина, оставляя зрителя в некотором недоумении: как, и это все? При том, что создатели сериала словно специально обрубили все мосты для продолжения. Кто-то убит, кто-то уехал, и у главного героя не остается причин оставаться в этом пропахшем сыростью и тоской месте. А молчать можно где угодно.
Комментарии