Театр

«Ревизор»: Красочная вакханалия с балканскими мотивами

В Театре Российской Армии – громкая во всех смыслах премьера: музыкальный спектакль по «Ревизору», еще и с балканскими мотивами. В теории сочетание непредвиденное. А на практике – неожиданно ладное: классические смыслы отлично ложатся на мелодии, в которых тщательно выверенный сумбур сочетается с расслабленностью. А уж задорные песни про взятки, баню и ряпушку с корюшкой просто обречены стать народными хитами.

Гоголевский мир действительно оживает на сцене ЦАТРА. На глазах приобретает трехмерность и занимает свое законное место в культурной парадигме: режиссер и композитор Глеб Матвейчук не боится заигрывать как с творчеством самого Николая Васильевича, так и с мировым наследием. Список референсов огромный – вот супруга Городничего (Анастасия Бусыгина) обращается Панночкой из «Вия», а ее визави – самим чертом из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». А вот приближенные провинциальной верхушки заваливаются в баню: мужчины – в римских тогах, женщины – с «египетским» макияжем.

Фантасмагорические сны, подсвеченные инфернальными вспышками, видятся картинами то ли великого прошлого, то ли вожделенного будущего. Зрителям кажется, что на их глазах творится форменное шапито, и спустя время клоуны действительно материализуются поблизости. Несуразно яркими оказываются и ключевые персонажи, щеголяющие невообразимыми костюмами (всего для постановки их было сшито полторы сотни), цветными париками и удивительными аксессуарами – от серег-бубликов до прически-часов.

Не менее карикатурными оказываются и их манеры. Внешний гротеск здесь – продолжение внутренних качеств: основательный Городничий (Александр Балуев) ходит вальяжно, выгодно отличаясь от пестрой толпы, суетливо перетекающей с одного края сцены на другой. И если чины пониже переминаются с ноги на ногу и покорно покачиваются в такт музыке, он пускается в пляс только от предвкушения большого и неоспоримого счастья.

Его супруга Анна – сама матримониальность (впрочем, лишь до момента, когда ею можно будет поступиться), а долговязую дочь Марью (Екатерина Лютова) все только и просят «подойти пониже». Разыгрывая любовную чехарду с разомлевшими дамами, Хлестаков (Дмитрий Ломакин) буквально подключается к фибрам чужой души, превращая происходящее в настоящую пантомиму.

Этот залетный господин вообще очень чувствителен: в пижаме и ночном колпаке Иван Александрович ловит отголоски прежней бурной ночи, по инерции двигаясь так, будто еще не вернулся с рейв-вечеринки. С плаксивой изнеженностью позволяет не просто подхватить себя, но безвольной куклой переходит из рук в руки (поддержки и акробатические фокусы не вызывают ничего, кроме искреннего изумления). А через минуту вновь оживает и с азартом бросается в бездну новых открывшихся удовольствий.

В своем исполнении молодой артист идет чуть дальше рафинированного изящества, умудряясь отдавать всего себя. А ведь бешеный темпоритм требует усилий всех мастей, от физических и артистических до музыкальных. Не отстает и окружение – в масштабной постановке все выверено до секунды: без задержки нужно бросить и поймать жестяные подносы (а то и партнера по танцу!), сделать решительный шаг, подстроиться под звук выстрела.

Многофигурный разгул сменяется столь же массовой паникой, за которой безумно увлекательно наблюдать со стороны. По-свойски в ее хаосе себя ощущают разве что разгоряченные официанты, которые под шумок и сами не прочь пропустить по рюмашке. Или даже по графинчику.

Процессу подпаивания и подмазывания (последний в какой-то момент сокращается до выразительного диалога «Дайте» – «Нате») посвящена большая часть времени. И когда в плутовскую круговерть, подкрепленную издевательскими мелодиями, вторгаются мечты о величии, этот резкий контраст вводит в ступор и зрителей, и действующих лиц. Грандиозные картины выводятся проекцией на занавес, вырастают монументальными скульптурами в глубине сцены, а под конец и вовсе выпластываются из кутерьмы человеческих тел. А потому не просто завораживают, но и навевают почти мистический ужас.

Артисты здесь нет-нет, но допускают – исключительно эффекта ради – крохотный зазор между собой и своими героями. Но к финалу окончательно с ними сживаются. Тем более что по Гоголю простодушие оказывается лучшей маской. Но даже в таком случае отрезвляющее осознание оборачивается настоящим катаклизмом, не только разрушающим их уютный мирок, но и погребающим под завалами всех причастных. Масштаб оправдан, ничего не скажешь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Вальсируя с Брандо»: Как построить рай на Таити

Чего вы ждете от байопика о Марлоне Брандо? Классический сюжет о пути к успеху невероятно талантливого парня, который и сегодня…

51 минута назад

В Малом театре показали «Анну Каренину»

На Исторической сцене Малого театра состоялась премьера «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого. Сюжет произведения разворачивается вокруг семейной драмы,…

15 часов назад

Фестиваль «Победили вместе» имени Владимира Меньшова стартует в Сочи

В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…

17 часов назад

Национальная премия «Большая цифра» принимает заявки на 2026 год

17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…

17 часов назад

Мария Лемешева: «Бриллиантовая бабочка» – вклад в общее будущее

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…

18 часов назад

«Везунчики»: Киану Ривз в роли ангела борется с социальным неравенством

Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…

19 часов назад