Решись сегодня какой-нибудь комедиограф описать наше время, вряд ли у него получится сделать это лучше, чем у Николая Васильевича Гоголя в «Ревизоре» . А ведь пьеса была написана едва ли не два столетия тому назад. Вопрос, который не перестаем мы сами себе задавать: как же так получается, что меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь, а пьеса Гоголя остается такой актуальной?
Задавшись этим вопросом, художественный руководитель Театра Табакова Владимир Машков решил вернуть в репертуар спектакль «Ревизор», который в Табакерке когда-то был украшением. Режиссера пригласили того же, что и раньше — Сергея Газарова (в 91-м он был выпускником самого первого курса Олега Табакова). Городничего, как и в той постановке, сыграет Владимир Машков. Недостатка в талантливых артистах в театре нет, только выбирай. Загвоздка была в одном: кто сыграет Хлестакова? И тут Машков посоветовал режиссеру молодое дарование, Владислава Миллера, 20-летнего выпускника Школы Олега Табакова.
И сразу все закрутилось-завертелось, полгода репетиций, и вот премьера. Не спектакль, а конфетка, в яркой обертке и с таким вкусным наполнением, что словами не передать. В нем много клоунады, гротеска, откровенных аттракционов. Захочешь к чему-то придраться, и не найдешь. Впрочем, найти все-таки можно, но обо всем по порядку. Декораций на сцене минимум: фасад дома городничего с террасой, отгороженной от зрительного зала (художник-постановщик Александр Боровский). На перилах этой ограды будут показывать чудеса эквилибристики герои спектакля, и в первую очередь Миллер-Хлестаков. На пространстве самой террасы случатся все основные события пьесы. Лишь однажды действие сместится в зрительный зал, где возле сцены окажется маленькая пристройка. Тот самый «нумер» в полуподвале гостиницы, где обитал недолго проездом из столицы мелкий чиновник Хлестаков. Тот самый «ревизор поневоле».
Казалось бы , что можно сделать этакого с известным каждому текстом ? Как его повернуть, чтобы он засверкал по-новому? У создателей постановки и это получилось. Спектакль-феерия, театральный до малейшей детали. Никакой ложной многозначительности — все сделано так, чтобы публика веселилась от души. А ушла с тем самым вечным вопросом: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». И тут уместен риторический вопрос режиссера спектакля Серея Газарова: «Почему мы все время верим идиотам, и они делают нашу жизнь?». В его трактовке пьесы некоторые герои и не люди вовсе, а фантомы. Есть Бобчинский, ведущий непрестанный с пор с Добчинским, которого попросту нет.
Но все герои начинают верить, что он все-таки есть, всматриваясь в пустоту. Хлестаков так легок, почти невесом, что практически летает над сценой. «Это наша трактовка пьесы Гоголя, — рассказал артист. — Хлестаков — это не человек, а воздух, антигравитация». Владислав Миллер занимался хореографией с четырех лет — народные танцы, балет, хип-хоп. Собирался быть артистом Ансамбля Моисеева, и пластическая подготовка в театре ему очень пригодилась. Его работа в этом спектакле выше всяческих похвал. Впрочем, здесь все артисты играют «как в последний раз», с невероятной отдачей. Тон задает Машков. Его городничий в окладистой бороде и затянутыми «в хвостик» волосам точь-в точь какой-нибудь современный генерал-губернатор в отдаленном регионе. Хоть и одет по моде гоголевских времен. Вообще костюмы в этом спектакле заслуживают отдельного внимания (художник по костюмам Мария Боровская).
Почтмейстер Шпекин (Никита Уфимцев) в служебном мундире, а на ногах у него балетные пуанты с лентами вокруг щиколоток. Лекарь Кристиан Иваныч в бархатном камзоле и парике XVIII века. Супруга городничего Анна Андреевна (ярчайшая роль Яны Сексте) выплывет вдруг в одеждах египетской царицы, а то и вовсе в чулочках с подвязками. А ее дочь, Марья Антоновна, дебелая русская красавица (Наталия Качалова) в русских расшитых сарафанах и кокошнике. А вот Хлестаков одет по моде современной: пиджачок с легким шарфом вокруг шеи, туфли-мокасины на босу ногу. Все вместе герои выглядят и смешно, и нелепо, и в то же время органично в этом по-настоящему театральном представлении.
К чему можно придраться — уж слишком все громко. Артисты не разговаривают, а кричат, зачастую с надрывом. И это вызывает вопрос: зачем? Машкову даже начинаешь сочувствовать — как бы он и вовсе голос не посадил. Особенно если припомнишь гоголевские «Замечания для господ актеров»: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно». Но с громким криком уходит вся значительность, зато появляется комизм. Может, потому и кричат? И как же невольно сочувствуешь Машкову-городничему в финале: такого-то гуся и провели на мякине. И кто провел? Даже не мальчишка, а некий фантом, материализовавшийся страх, под колпаком которого, оказывается, живет Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. По-своему очень неглупый человек. Коим несть числа. Наш человек, российский, верный себе на века.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…