Рецензии

«Ревизор» в «Мастерской 12»: Сергей Гармаш и Елена Яковлева в королевстве кривых зеркал

Владимир Панков представил на Основной сцене «Мастерской «12» Никиты Михалкова» свою версию гоголевского «Ревизора». Идейный вдохновитель студии SounDrama отказался от любых технологических ухищрений, превратив сценическое пространство в старинный театр – со свечным освещением, суфлерской будкой, настоящим оркестром и даже степенным рассказчиком (Владимир Суворов), который доносит до публики не только заданный писателем расклад, но и его же пометки для «господ актеров».

Авторское слово здесь действительно чтят. Вокруг эпиграфа «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» выстроена лаконичная сценография (художник-постановщик Максим Обрезков уже устраивал «театр в театре» в «Плохих хороших»): из декораций в подступающем со всех сторон мраке выделяются разве что стулья, кушетка да колоссальные трюмо.

В королевстве кривых зеркал есть своя изнанка, и в какой-то момент оттуда появляется двойник Хлестакова. Учитывая максимально аналоговое оснащение постановки, на сцене возникает не голограмма, созданная при помощи искусственного интеллекта (хотя возможности «Мастерской 12» это однозначно позволяют), а артисты-близнецы. Данила и Павел Рассомахины передвигаются с балетной легкостью (хореограф Полина Миронова), выполняют цирковые кульбиты и без труда оказываются в двух местах одновременно.

Пластичность Ивана Александровича почти канонична, она выдает его юношескую легкомысленность, инертность и безволие. А вот буквальное раздвоение – ход куда более любопытный. Хлестакова кидает из защиты в нападение и обратно: от плаксивости и нервной дрожи до счастливой гордости и откровенных манипуляций. Момент, когда загнанный в угол молодой человек понимает, что на деле оказывается во главе этого самого угла, не просто раскрывает его натуру, а становится точкой невозврата.

Не только для него самого, но и окружающих, которые и рады стараться: ушлый и матерый Городничий (Сергей Гармаш) и сонм его приспешников с суровой решительностью навлекают на собственные головы самосбывающееся пророчество, которое испуганным шепотом пересказывают словно детскую страшилку.

А скучающие мать и дочь сановника очарованы не столько чинами заезжего молодца, сколько потенциальным счастьем, которое он может принести. Пусть даже оно будет мимолетным – романтической иллюзией обманывается и повидавшая жизнь Анна Андреевна (Елена Яковлева), ищущая утешения в хмельных удовольствиях, и ее дочь Марья Антоновна.

Последнюю даже не хочется обвинять в том, что она стала жертвой собственной наивности: слишком велика гордыня ее отца и ревность матери. Девушку тоже играют близняшки (Галина и Полина Медведевы), и трактовать этот ход можно по-разному: то ли метафора жуткого одиночества и желания вырваться из-под родительской опеки, задающей жесткие рамки, то ли отражение конфликта поколений, то ли просто сценический жест, чтобы никому из окончательно завравшихся Хлестаковых не было обидно.

Среди других находок – Осип (Сеферуллах Наврузбеков), который внезапно обзавелся горскими корнями, актуальное «Владимира сейчас все любят» и креативная трактовка буквальных фактов. Например, дворовой Мишка действительно оказывается медведем, который отлично вливается в толпу, по-балаганному разношерстную, а псевдоревизорское восклицание «Я на коленях!», подкрепленное несколько неожиданным движением, приводит зрителей в неподдельный восторг.

На достаточно лобовые метафоры зал тоже реагирует бурно, хотя история о непутевом молодом человеке, по воле рока отправленном на ловлю счастья и мнимых чинов, оборачивается скорее драмой, чем комедией. Здесь куда четче, чем в других постановках, обозначен конфликт между провинцией и столицей, на первый план вырывается нескрываемый эгоизм окружающих, а на место взаимных обвинений приходит злое разочарование в себе.

«Ревизор» идет три часа без учета антракта, но стараниями авторов обходится без излишней назидательности. Театральный антураж при этом работает на глобальную идею – оторванные от реальности и одновременно вписанные в нее герои существуют в своем собственном мирке, а актерский состав превращает каждую минуту в крепкое развлечение: именитым артистам достаточно показаться на глаза, чтобы вызвать шквал аплодисментов. И речь не только о тандеме Гармаша, лицо которого то и дело краснеет от натуги, и Яковлевой, демонстрирующей изнеженную усталость от всего на свете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Колыбель ужаса: Как хорроры превратили младенцев в демонов

Мы привыкли думать, что младенец – символ невинности и надежды. Но жанр ужасов не знает табу, и колыбель малыша легко…

52 минуты назад

Волшебные и таинственные киномиры Джона Леннона

85 лет назад родился Джон Леннон – одна из выдающихся личностей, которые, как бы высокопарно это ни звучало, реально изменили…

22 часа назад

Андрей Максимов: «Все оказалось не так страшно»

Имя Андрея Максимова зазвучало после выхода сериалов «Фишер» и «Слово пацана», а прямо сейчас его можно увидеть в переосмыслении советской…

24 часа назад

«Стив»: Трудные подростки Киллиана Мерфи

1996 год, Великобритания. Волевой Стив (Киллиан Мерфи) – директор особенной школы-интерната. В ней живут, учатся и проходят реабилитацию юноши с…

1 день назад

От стиляг до панков: 7 фильмов о музыке, бунте и его последствиях

У каждой эпохи свои бунтари – молодежь, которая не вписывается в общие рамки и создает собственный мир. Панк с ирокезом,…

2 дня назад

Алексей Фурсин: «В кинопарке «Москино» воссозданы известные здания России и Европы»

Кинопарк «Москино» стал примером бережного отношения к архитектурному наследию и его творческого переосмысления. Здесь создано 34 локации для съемок, воспроизводящих…

2 дня назад