Кино

«Клуб убийств по четвергам»: Неугомонные пенсионеры вышли на след

Роман Ричарда Османа «Клуб убийств по четвергам» давно вызывал горячие обсуждения: четверка пожилых жителей элитного дома престарелых решает расследовать убийства, вместо того чтобы коротать время за настольными играми. История выглядела отличным вариантом для экранизации, и Netflix вместе с Крисом Коламбусом проявили инициативу. Рассказываем, насколько киноадаптация бестселлера, запустившего целую франшизу, оправдала ожидания.

В элитной резиденции Cooper’s Chase четверо приятелей – бывшая разведчица Элизабет, профсоюзный активист Рон, отставной психиатр Ибрагим и медсестра Джойс – каждую неделю обсуждают старые нераскрытые дела. Их будни – это занятия в тренажерном зале, ужины в ресторане и прогулки по идеально ухоженным садам. Но однажды в доме происходит настоящее убийство, и любительское расследование превращается в миссию. Герои уверены, что полиция упустит важные детали, а потому сами берутся за дело. 

И эта завязка работает: в фильме проступает ироничный комментарий о том, как общество зачастую не замечает пожилых людей и недооценивает их способности. Персонажи используют подобную «невидимость» как оружие и получают удовольствие от игры в сыщиков. Однако уже в этой части становится заметно, что сценаристы, адаптируя роман Османа, действуют максимально аккуратно. Вместо того чтобы показать разбросанные по книге ложные следы, они быстро проводят зрителя через поверхностное знакомство с героями и приступают к основному расследованию. 

Главный козырь ленты – актерский состав. Роль Элизабет исполнила Хелен Миррен, чья героиня получилась собранной и холодной. Ей не нужно произносить пафосные фразы – с первого взгляда понятно, что перед нами человек с опытом работы в спецслужбах. В исполнении Пирса Броснана бывший профсоюзный лидер Рон оказывается напористым и слегка усталым харизматиком, вспоминающим о митингах, на которых ему довелось пошуметь. Бен Кингсли придает Ибрагиму деликатность и внимательность – в редких репликах заметен медицинский подход, и это подкупает. Джойс в исполнении Селии Имри выглядит доверчивой, словно представительница другой эпохи, в которой принято встречаться за чаем и обсуждать соседей. 

Список гостей напоминает церемонию вручения премий: в эпизодах появляются Дэвид Теннант, Дэниэл Мейс и Наоми Аки. В роли мужа Элизабет мы видим Джонатана Прайса, и его линия – одна из самых трогательных: герой борется с деменцией и цепляется за остатки памяти, а жена старается сохранить и мужа, и контроль над расследованием. Однако другие второстепенные линии не развиваются. Создатели будто боялись отвлекаться от «фантастической четверки», и в итоге остальные персонажи служат лишь мебелью в роскошной британской истории. В отличие от того же детектива «Достать ножи», где каждая фигура была самостоятельной. Здесь же на фоне ветеранов второстепенные герои не получают шанса проявить себя. 

Коламбус всеми силами пытается сохранить легкую подачу: в фильме много юмора и бытовых зарисовок. Поначалу это работает – разница между спокойным укладом престижного пансионата и тем, что происходит за его фасадом, подается с тонкой иронией. Камера любуется блестящими коридорами, солнечными беседками и аккуратными газонами. Кажется, что герои действуют почти в идеальном мире. Но постепенно роскошный антураж начинает мешать погружению. Жить в таком месте – мечта для большинства, и эта атмосфера снижает тревогу: даже когда в кадре показывают труп, впечатление от идеально выструганной жизни не дает в полной мере прочувствовать опасность. 

Удивительна попытка фильма сочетать в себе комедию, детектив и драму о старении. Коламбус часто работал с семейными историями и приключениями, но в «Клубе убийств» он пробует объединить несочетаемое: непринужденность, юмор и меланхоличные раздумья о закате жизни. Сцены, где герои обсуждают эвтаназию, а Элизабет пытается справиться с ухудшением памяти мужа, действительно трогают: автор напоминает, что старость – это не только игры в детективов, но и реальность, где приходится принимать тяжелые решения. Однако фильм словно боится задерживаться на сложных вопросах – как только персонажи начинают говорить о смерти или болезни, сцена тут же перебивается очередной шуткой. Это особенно заметно в сравнении с романом, в котором каждой фигуре уделено достаточно внимания, чтобы ее боль стала ощутимой.

Сжатие материала первоисточника сыграло злую шутку с глубиной персонажей. В книге Осман наделяет своих героев историей. Ибрагим сталкивается с тревожностью и страхом за свое здоровье. У Джойс напряженные отношения с дочерью. Элизабет несет груз шпионского прошлого. В фильме же эти линии или полностью исчезли, или беспощадно упрощены. Ибрагим лишен внутренних демонов, Джойс занимается кулинарией, а Элизабет вспоминает молодость лишь при взгляде на фотографии. В итоге зритель видит симпатичных стариков, которые дружно раскрывают преступления, но не понимает, что скрывается за их улыбками и отвагой. 

В погоне за востребованным жанром Netflix выпустил картину, напоминающую полуденную телепостановку. И если авторы решат продолжить эту историю в формате сериала, у них будет шанс ярче раскрыть персонажей. А пока «Клуб убийств по четвергам» остается примером того, как крупная студия может сдержанно адаптировать популярный роман, лишив экранизацию той многослойности, что покорила читателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Александр Петров – ведущий экстремального шоу о сокровищах Петра I

«Форт Боярд» – теперь полностью наш: стартовали съемки нового экстремального телевизионного шоу «Форт. Возвращение легенды». Ведущим его назначен один из…

10 часов назад

Сергею Безрукову вручили медаль «За укрепление боевого содружества»

В Московском Губернском театре традиционный сбор труппы начался с почетного награждения. Художественному руководителю Сергею Безрукову вручили медаль Министерства обороны России…

11 часов назад

Джунгли зовут: Необыкновенные приключения Тарзана на экране

Пророк киберпанка Уильям Гибсон утверждал, что своим творческим становлением обязан двум писателям по фамилии Берроуз. Один из них – Уильям…

12 часов назад

Спектакли московских театров собирают аншлаги в Китае

Последний месяц лета выдался для столичных театров насыщенным. Несмотря на то что новый сезон только начинается, многие коллективы уже успели…

13 часов назад

Самые необычные школы в кино

К началу нового учебного года «КиноРепортер» собрал 13 проектов, действие которых разворачивается в стенах необычных учебных заведений, – от шпионской…

18 часов назад

Дон Жуан едет в Театр на Трубной

Классическая трагикомедия Жан-Батиста Мольера «Дон Жуан» впервые появится на сцене Театра на Трубной. Премьера приглашает зрителя вступить в дискуссию о…

1 день назад