Кино

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: 7 самых мощных фильмов про поезда

Поезда – это не только самый безопасный и надежный, согласно опросам, вид транспорта. Поезда – это романтика, мощь, красота и важный образ современной культуры. Ко Дню железнодорожника «КиноРепортер» составил список очень разных, но непременно лучших в своем роде фильмов о поездах.

«Император севера» (1973)

Во времена Великой депрессии в США особо пышным цветом расцвела субкультура так называемых хобо, обнищавших крестьян и пролетариев, которые разъезжали по стране в поисках хоть какой-нибудь подработки на поездах, преимущественно товарных. Запрыгивали в вагоны, или под вагоны забирались, или сверху как-то пристраивались – и ехали зайцами. Как пресловутые зацеперы. Что подчас очень не нравилось железнодорожникам и заставляло тех применять меры, в том числе антигуманные.

Вот об этом-то как раз «Император севера». Двое хобо, низких моральных принципов салага по кличке Сигарета и многоопытный Номер Один, проникают в состав, управляемый лютым машинистом. Таким лютым, что дурная слава о нем на много миль разносится. Молотком по темечку кого-нибудь огреть и под колеса сбросить для него обычное дело. На исход поездки – доберется ли Номер Один до пункта назначения – делаются ставки, ажиотаж царит нешуточный, борьба идет на смерть.

Классическая экранизация рассказа Джека Лондона от Роберта Олдрича («Что случилось с Бэби Джейн?», «Грязная дюжина») с Китом Кэррадайном, Ли Марвином и Эрнестом Боргнайном. Суровое мужское кино, снабженное рядом жизненных уроков. Важнейший из которых проговаривается в завершающей сцене: на одном кураже, без добра в сердце, далеко не уедешь.

«Великое ограбление поезда» (2013)

В 1963 году в Британии банда из полутора десятков человек ограбила почтовый поезд, перевозивший купюры. Похищено было 2,6 млн фунтов – это ого-го сколько, если по нынешним временам пересчитать. Преступление окрестили Великим ограблением поезда и фильмов про него, естественно, потом наснимали. Но тот, о котором сейчас идет речь, выделяется. Его, во-первых, приурочили к 50-летнему юбилею тех событий. Что уже о чем-то да говорит. А во-вторых, он собой представляет сразу два фильма. То есть две полнометражных серии.

Первая серия – о самом ограблении. Как оно было организовано, как осуществлено, что и почему там пошло не так. Вторая – о воспоследовавшем расследовании. Которое продвигалось трудно и долго, но успехом-таки увенчалось. Обе серии вкупе тотально деконструируют жанр кино об ограблении, показывая, что как бы ни был продуман план, ошибки при его претворении неизбежны. И обе не только радуют глаз красивой картинкой и замечательными артистами (включая Пола «Артура Шелби» Андерсона без привычного бирмингемского выговора), не только ласкают слух приятной музыкой, но также великодержавным британским пафосом и морализаторством заряжены. Нечего, мол, портретики королевы нашей воровать.

«Загадочный пассажир» (1959)

Поезд направляется к морю. Подозрительный мужчина в темных очках выкупает целиком купе, но обнаруживает в нем миловидную блондинистую девицу и разрешает ей остаться. Девицу эту преследует чересчур настырный ухажер, периодически к ней из другого вагона наведывающийся. Еще в одном купе едут плюгавенький адвокат с красивой супругой. Она ищет, кого бы подцепить на предмет адюльтера, он же ничего не замечает, болтает без умолку о своем. Другие разные пассажиры в вагоне также присутствуют. Священник, бывший узник концлагеря. А в газетах пишут, что какой-то мужик свою жену убил и скрылся.

Фильм старательно притворяется нуаром, иногда чем-то еще притворяется, но ни нуаром, ни чем-то еще не является. В нем есть убийство, есть убийца, но связанная с этим интрига, едва наметившись, испаряется в замысловатом танце судеб, которые пересеклись на короткое мгновение и больше никогда уже, наверное, не пересекутся. Четко выраженная суть железнодорожной романтики: иллюзия единения людей, вынужденно запертых на короткий срок в тесном пространстве для перемещения между географическими координатами.

«Узкая грань» (1952)

А это уже настоящий, всамделишный нуар. Коп должен поездом доставить вдову криминального босса из Чикаго в Лос-Анджелес на судебный процесс, где та собирается представить список членов мафии. Бандиты, в свою очередь, намерены во что бы то ни стало этому воспрепятствовать и берут себе на тот же поезд билеты. При этом бандиты в лицо женщину не знают. И коп не знает в лицо бандитов.

Крутой, отважный и благородный главный герой, красивая и своенравная дама в беде, исключительно благоприятные для образования живительного саспенса обстоятельства, действительно остроумный твист в конце – все компоненты, необходимые для создания хорошего нуарного триллера, имеются и грамотно скомбинированы. Вроде простенько, предельно минималистично, а не оторваться. Спустя без малого сорок лет Питер Хайамс ремейк соорудил, с Джином Хэкманом, но он уже, признаться, не столь удачен.

«34-й скорый» (1981)

Состав, полный лошадей, зайцев (лошади – буквальные, зайцы – фигуральные), курсантов, молодоженов и прочих движется в направлении Алтая. Как вдруг из-за одного пылкого усатого харассера у состава загорается вагон. А потом из-за другого несознательного элемента, жадного спекулянта, ситуация пуще прежнего усугубляется.

Советский фильм-катастрофа, почти как «Экипаж», только в два раза короче, почти без мелодрамы, по реальным событиям и про поезд. Про поезд в огне. Что уже само по себе зрелище жуткое и завораживающее. Хотя это все же не «Экипаж», конечно. Ну так все не «Экипаж», кроме «Экипажа», с другой-то стороны. А если к «34-му скорому» прибавить еще одну советскую картину про поезд в огне, «Поезд вне расписания» (это уже триллер практически), то на целый «Экипаж», допустим, и хватит.

«Поезд ужасов» (1972)

Самое начало XX века, английский ученый везет из Китая свою находку – окаменелого гражданина возрастом два миллиона лет. Везет через Сибирь. На поезде, само собой. Где компанию им составляют польские дворяне в сопровождении православного попа Пуджардова, врач, полицейский инспектор, молодой инженер и так далее. Внезапно окаменелый гражданин пробуждается и принимается убивать всех, кто под руку подвернется, разглаживая жертвам извилины в мозгу и забирая их память.

Кривенький, неказистый, но по-своему прекрасный хоррор с Кристофером Ли и Питером Кушингом. А также с монстром внеземного происхождения, упомянутым попом Пуджаровым, который крестится, приговаривая: «Шалом, шалом», колоритнейшим казачьим атаманом в исполнении Телли Саваласа, зомби-казаками и весьма недурными для своих лет (и для очевидно скудного бюджета) спецэффектами. Всякий раз, когда кажется, что это «Нечто» на колесах уже не может еще сильнее удивить, оно берет и удивляет. Притом умудряясь смешить как намеренно, так и ненамеренно.

«Край» (2010)

Фронтовик Игнат по окончании Великой Отечественной прибывает в затерянное в сибирской тайге поселение Край для пленных немцев и тому подобного спецконтингента. Сходится там с женщиной из местных. Затем неподалеку за речкой, за разрушенным мостом, натыкается на немку, которая последние лет пять каким-то образом прожила в брошенном локомотиве и ни о какой войне ни сном ни духом. Игнат и немка чинят мост, в прямом смысле и метафорически. То есть с немкой он тоже сходится. После на том локомотиве привозит ее в Край. Что влечет за собой шумный переполох и различные драматичные последствия.

Самый крупнобюджетный фильм Алексея Учителя до «Матильды» – тоже, как и «Поезд ужасов», ненамеренно смешной. Но оттого и очаровательный. Положим, в плане сценария как такового и в плане идеологическом к нему вопросики имеются. Но и поглядеть есть на что. Рельефный торс Владимира Машкова, женская драка в бане, Александр Баширов в роли анекдотического чукчи. Ну и гвоздь программы, конечно же, – драг-рейсинг на паровозах. Один паровоз зовется «Густав», второй зовется «Фишман», последним (к слову об идеологических вопросах) рулит Сергей Гармаш в роли злого энкавэдэшника. Как финальный аккорд – нокаутирование спидометром в лоб, нецензурный уан-лайнер и позорное бегство злодея на велосипеде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

46 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад