Джек Лондон и бродяги, Кристофер Ли и казаки-зомби, «Артур Шелби» и великое ограбление.
Поезда – это не только самый безопасный и надежный, согласно опросам, вид транспорта. Поезда – это романтика, мощь, красота и важный образ современной культуры. Ко Дню железнодорожника «КиноРепортер» составил список очень разных, но непременно лучших в своем роде фильмов о поездах.
«Император севера» (1973)
Во времена Великой депрессии в США особо пышным цветом расцвела субкультура так называемых хобо, обнищавших крестьян и пролетариев, которые разъезжали по стране в поисках хоть какой-нибудь подработки на поездах, преимущественно товарных. Запрыгивали в вагоны, или под вагоны забирались, или сверху как-то пристраивались – и ехали зайцами. Как пресловутые зацеперы. Что подчас очень не нравилось железнодорожникам и заставляло тех применять меры, в том числе антигуманные.
Вот об этом-то как раз «Император севера». Двое хобо, низких моральных принципов салага по кличке Сигарета и многоопытный Номер Один, проникают в состав, управляемый лютым машинистом. Таким лютым, что дурная слава о нем на много миль разносится. Молотком по темечку кого-нибудь огреть и под колеса сбросить для него обычное дело. На исход поездки – доберется ли Номер Один до пункта назначения – делаются ставки, ажиотаж царит нешуточный, борьба идет на смерть.
Классическая экранизация рассказа Джека Лондона от Роберта Олдрича («Что случилось с Бэби Джейн?», «Грязная дюжина») с Китом Кэррадайном, Ли Марвином и Эрнестом Боргнайном. Суровое мужское кино, снабженное рядом жизненных уроков. Важнейший из которых проговаривается в завершающей сцене: на одном кураже, без добра в сердце, далеко не уедешь.
«Великое ограбление поезда» (2013)
В 1963 году в Британии банда из полутора десятков человек ограбила почтовый поезд, перевозивший купюры. Похищено было 2,6 млн фунтов – это ого-го сколько, если по нынешним временам пересчитать. Преступление окрестили Великим ограблением поезда и фильмов про него, естественно, потом наснимали. Но тот, о котором сейчас идет речь, выделяется. Его, во-первых, приурочили к 50-летнему юбилею тех событий. Что уже о чем-то да говорит. А во-вторых, он собой представляет сразу два фильма. То есть две полнометражных серии.
Первая серия – о самом ограблении. Как оно было организовано, как осуществлено, что и почему там пошло не так. Вторая – о воспоследовавшем расследовании. Которое продвигалось трудно и долго, но успехом-таки увенчалось. Обе серии вкупе тотально деконструируют жанр кино об ограблении, показывая, что как бы ни был продуман план, ошибки при его претворении неизбежны. И обе не только радуют глаз красивой картинкой и замечательными артистами (включая Пола «Артура Шелби» Андерсона без привычного бирмингемского выговора), не только ласкают слух приятной музыкой, но также великодержавным британским пафосом и морализаторством заряжены. Нечего, мол, портретики королевы нашей воровать.
«Загадочный пассажир» (1959)
Поезд направляется к морю. Подозрительный мужчина в темных очках выкупает целиком купе, но обнаруживает в нем миловидную блондинистую девицу и разрешает ей остаться. Девицу эту преследует чересчур настырный ухажер, периодически к ней из другого вагона наведывающийся. Еще в одном купе едут плюгавенький адвокат с красивой супругой. Она ищет, кого бы подцепить на предмет адюльтера, он же ничего не замечает, болтает без умолку о своем. Другие разные пассажиры в вагоне также присутствуют. Священник, бывший узник концлагеря. А в газетах пишут, что какой-то мужик свою жену убил и скрылся.
Фильм старательно притворяется нуаром, иногда чем-то еще притворяется, но ни нуаром, ни чем-то еще не является. В нем есть убийство, есть убийца, но связанная с этим интрига, едва наметившись, испаряется в замысловатом танце судеб, которые пересеклись на короткое мгновение и больше никогда уже, наверное, не пересекутся. Четко выраженная суть железнодорожной романтики: иллюзия единения людей, вынужденно запертых на короткий срок в тесном пространстве для перемещения между географическими координатами.
«Узкая грань» (1952)
А это уже настоящий, всамделишный нуар. Коп должен поездом доставить вдову криминального босса из Чикаго в Лос-Анджелес на судебный процесс, где та собирается представить список членов мафии. Бандиты, в свою очередь, намерены во что бы то ни стало этому воспрепятствовать и берут себе на тот же поезд билеты. При этом бандиты в лицо женщину не знают. И коп не знает в лицо бандитов.
Крутой, отважный и благородный главный герой, красивая и своенравная дама в беде, исключительно благоприятные для образования живительного саспенса обстоятельства, действительно остроумный твист в конце – все компоненты, необходимые для создания хорошего нуарного триллера, имеются и грамотно скомбинированы. Вроде простенько, предельно минималистично, а не оторваться. Спустя без малого сорок лет Питер Хайамс ремейк соорудил, с Джином Хэкманом, но он уже, признаться, не столь удачен.
«34-й скорый» (1981)
Состав, полный лошадей, зайцев (лошади – буквальные, зайцы – фигуральные), курсантов, молодоженов и прочих движется в направлении Алтая. Как вдруг из-за одного пылкого усатого харассера у состава загорается вагон. А потом из-за другого несознательного элемента, жадного спекулянта, ситуация пуще прежнего усугубляется.
Советский фильм-катастрофа, почти как «Экипаж», только в два раза короче, почти без мелодрамы, по реальным событиям и про поезд. Про поезд в огне. Что уже само по себе зрелище жуткое и завораживающее. Хотя это все же не «Экипаж», конечно. Ну так все не «Экипаж», кроме «Экипажа», с другой-то стороны. А если к «34-му скорому» прибавить еще одну советскую картину про поезд в огне, «Поезд вне расписания» (это уже триллер практически), то на целый «Экипаж», допустим, и хватит.
«Поезд ужасов» (1972)
Самое начало XX века, английский ученый везет из Китая свою находку – окаменелого гражданина возрастом два миллиона лет. Везет через Сибирь. На поезде, само собой. Где компанию им составляют польские дворяне в сопровождении православного попа Пуджардова, врач, полицейский инспектор, молодой инженер и так далее. Внезапно окаменелый гражданин пробуждается и принимается убивать всех, кто под руку подвернется, разглаживая жертвам извилины в мозгу и забирая их память.
Кривенький, неказистый, но по-своему прекрасный хоррор с Кристофером Ли и Питером Кушингом. А также с монстром внеземного происхождения, упомянутым попом Пуджаровым, который крестится, приговаривая: «Шалом, шалом», колоритнейшим казачьим атаманом в исполнении Телли Саваласа, зомби-казаками и весьма недурными для своих лет (и для очевидно скудного бюджета) спецэффектами. Всякий раз, когда кажется, что это «Нечто» на колесах уже не может еще сильнее удивить, оно берет и удивляет. Притом умудряясь смешить как намеренно, так и ненамеренно.
«Край» (2010)
Фронтовик Игнат по окончании Великой Отечественной прибывает в затерянное в сибирской тайге поселение Край для пленных немцев и тому подобного спецконтингента. Сходится там с женщиной из местных. Затем неподалеку за речкой, за разрушенным мостом, натыкается на немку, которая последние лет пять каким-то образом прожила в брошенном локомотиве и ни о какой войне ни сном ни духом. Игнат и немка чинят мост, в прямом смысле и метафорически. То есть с немкой он тоже сходится. После на том локомотиве привозит ее в Край. Что влечет за собой шумный переполох и различные драматичные последствия.
Самый крупнобюджетный фильм Алексея Учителя до «Матильды» – тоже, как и «Поезд ужасов», ненамеренно смешной. Но оттого и очаровательный. Положим, в плане сценария как такового и в плане идеологическом к нему вопросики имеются. Но и поглядеть есть на что. Рельефный торс Владимира Машкова, женская драка в бане, Александр Баширов в роли анекдотического чукчи. Ну и гвоздь программы, конечно же, – драг-рейсинг на паровозах. Один паровоз зовется «Густав», второй зовется «Фишман», последним (к слову об идеологических вопросах) рулит Сергей Гармаш в роли злого энкавэдэшника. Как финальный аккорд – нокаутирование спидометром в лоб, нецензурный уан-лайнер и позорное бегство злодея на велосипеде.
Комментарии