Интервью

Рэйф Файнс: «Мне бывает стыдно за действия правительства»

— Чем интересна история о британском агенте Кэтрин Ган?

— Кэтрин Ган (ее играет Кира Найтли, — «КР») работала переводчицей в британской разведслужбе. Однажды она получила засекреченное электронное письмо, в котором содержится призыв шпионить в пользу Америки и Великобритании за членами Совета безопасности ООН с целью протащить резолюцию о начале военных действий в Ираке. Ган через друзей переправила письмо репортеру The Observer (старейшая в мире воскресная газета, печатается в Лондоне с 1791 года, — «КР»). Тот поместил документ на первую полосу издания, что спровоцировало международный скандал, обвинение Кэтрин в госизмене и ее арест. В отличие от известных политиков, Кэтрин была обычным человеком, как вы и я, но в необычной ситуации. Ее миссия требовала необыкновенной храбрости, на которую способен не каждый. Многие рискнули бы своей свободой во имя истины? Она — да. А я? Не знаю. Сейчас мне кажется, что рискнул бы. Но пока такой момент не наступил, нельзя быть уверенным наверняка.

— Почему вам захотелось сыграть в картине «Опасные секреты»?

— У меня весьма харизматичный герой — адвокат Бен Эммерсон, прекрасный спикер и интеллектуал. Получивший известность благодаря тому, что берется за практически безнадежные дела. У фильма хороший сценарий. Режиссер настаивал на достоверности фактов. Это создало неподдельный драматизм, далекий от того, что наблюдается в политических триллерах с сертификатом Made in Hollywood. Мне импонировала правдивость, с которой изображаются лидеры двух государств, манипулирующие информацией в попытке оправдать свои преступные действия. Я британец, и мне бывает стыдно за действия нашего правительства.

Рэйф Файнс в фильме «Опасные секреты»

— Кажется, с годами вы стали больше интересоваться политикой.

— Чем старше становлюсь, тем чаще задаю себе вопросы о том, каковы обязанности художника в современном обществе.

— Ваши проекты часто связаны с Россией…

— Я влюблен в русскую культуру и особенно в литературу, с ее гениальной способностью анализировать человеческую суть. Знакомство с Россией началось с роли Евгения Онегина в картине «Онегин» (режиссер фильма — сестра Рэйфа, Марта Файнс, — «КР»). Цинизм главного героя очень напоминал мои собственные установки двадцать лет назад. Когда я его цитировал, мне казалось, что его высказывания могли бы быть моими. Во время приезда в Санкт-Петербург я начал брать уроки русского языка из любопытства. Иностранцы вообще одержимы загадкой русской души. (Смеется.) Позже я познакомился с Верой Глаголевой, которая пригласила меня в картину по произведениям Тургенева. Оглядываясь назад, мне делается неловко от того, что российским актерам приходилось терпеть мое ужасное произношение.

— Вы продолжаете говорить на русском и в картине про Нуреева…

— И это было большой ошибкой. Когда я думал над проектом, то мечтал, что мои герои будут говорить по-русски и по-настоящему танцевать. Не так, как Натали Портман в «Черном лебеде», где танец, за исключением нескольких незначительных сцен, исполняет дублер. Передо мной стояла нелегкая задача найти талантливого российского танцора, похожего на Нуреева. С кастингом пришлось провозиться более полугода. Когда пришло время представить нашу труппу продюсерам, те сказали: «Так дело не пойдет. В фильме нет ни одного известного актера с международным именем». Исполнительный продюсер из России предложил мне: «Почему бы вам самому не сыграть в картине? Если согласитесь, найдем российского инвестора». Так я стал Пушкиным, педагогом Нуреева. Но, увы, российские средства так и не пришли.

Рэйф Файнс в фильме «Нуреев. Белый ворон»

— Но некоторые сцены вы все же сняли в Санкт-Петербурге?

— Нуреев находил вдохновение в произведениях изобразительного искусства, но доступ к эрмитажной коллекции достался нелегко. Я уже хотел сдаться, но неожиданно пришло приглашение на встречу с Михаилом Пиотровским. Директор Эрмитажа встретил меня со словами: «Добро пожаловать в мой большой офис!» Он имел в виду целый музей? Потом внимательно меня выслушал и сказал: «Обычно я никому не позволяю здесь снимать. Но речь идет о Рудольфе Нурееве, который любил Эрмитаж. К тому же я уверен, что вы не будете использовать его в качестве задника для действия. Сделаю для вас исключение».

— У вас талантливая семья, сестры работают в кино, один брат актер, другой — композитор. В чем секрет такой креативности?

— Думаю, ключевым персонажем в нашей семье была мать-писательница, которая любила музицировать, увлекалась театром и рисовала. Она была энергичной и прямолинейной женщиной с ясным представлением о том, что хочет от жизни. Отец любил вспоминать их первые встречи. Их познакомила поэтесса Айрис Бертуистл. Когда мать услышала, что ее желают представить отпрыску высшего света Марку Туислтон-Уайкхем-Файнсу, то подумала, что он, должно быть, монстр. Однако мой отец был хорошего телосложения и миловиден. Поэтому на следующий день после их знакомства мама взяла мопед и отправилась на ферму, где жил аристократ. Он открыл дверь, поприветствовал и предложил чай. На что мать ответила: «Пожалуйста. А еще я хочу шестерых детей». На меня у нее был особый план. Она хотела, чтобы я стал музыкантом.

Рэйф Файнс в роли Волан-де-Морта

— Почему им не стали?

— Долгая история. В конце концов у меня просто не обнаружилось таланта к музыке. Вместо этого я начал брать уроки живописи. Однажды в Лондонском колледже искусств, где я проходил базовый курс, мне дали задание проанализировать «Менины» Диего Веласкеса. Картина выглядела словно мой детский игрушечный театр. Что-то во мне перевернулось, и я решил, что хочу стать художником-постановщиком. Так я попал на это отделение, но быстро понял, что и эта профессия мне не интересна. Не создавать сцену, а быть на сцене было моим стремлением. Поэтому я записался в любительский театр, где сыграл Ромео. После этой роли меня приняли в Королевскую академию драматического искусства.

— Как вы определяете, подходит вам роль или нет?

— Интуитивно. Берусь за интересные мне роли, даже если за них плохо платят. Я долго сомневался, стоило ли мне играть Волан-де-Морта из «Гарри Поттера». Решился и в наказание стал кошмаром для всех детей на земле.

«Опасные секреты» в прокате с 5 сентября. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

2 часа назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

5 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

12 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

1 день назад