Как сериал про Ромео и Джульетту из бандитского Ростова окончательно оформил новый жанр.
Простой парень по имени Равиль мечтает покинуть родной Ростов-на-Дону и уехать учиться в Америку. Но из Техасского университета на его заявку что-то давно не отвечают, да если и ответят, то все равно же деньги нужны. Да такие, которые по-честному не заработаешь. Поэтому Равиль решает заработать не по-честному. Для чего обращается к недавно откинувшемуся местному авторитету. А далее все в известной степени предсказуемо: засасывает его опасная трясина, и жизнь становится вечной игрой. Что дополнительно усугубляется внезапно накатившим светлым чувством к племяннице лидера конкурирующей группировки.
Сериал «ЮЗЗЗ» со всех сторон позиционируют как «Ромео и Джульетту» (вариант – «Вестсайдскую историю») в антураже бандитского Ростова. Однако это, во-первых, сильно упрощенное определение, а во-вторых, не совсем верное. Хотя бы потому, что шекспироподобная романтическая линия подходит к концу задолго до финала самого сериала. И конец этот на порядок более жестокий. Те малолетки из Вероны вообще, считай, легко отделались по сравнению с их ростовскими подражателями.
Короче, бог с ними, с «Ромео и Джульеттой». Важен для нас второй и в действительности главный компонент озвученной формулы – антураж. Вернее, общий художественный стиль произведения, который решен в традиции русской южной готики и одновременно эту самую традицию в современной культуре окончательно закрепляет и легитимизирует.
Основные черты русской южной готики были намечены еще в сериале «Чики». Затем, год назад, Олег Маловичко и Душан Глигоров в «Хрустальном» скрестили их с неонуаром – то есть проделали то же, что Нико Пиццолатто и Кэри Фукунага проделали с американской южной готикой в «Настоящем детективе». Ну и, наконец, «ЮЗЗЗ» внес последние штрихи, произведя еще несколько экспериментов и получив удовлетворительные результаты.
Русская южная готика, таким образом, – та же американская. Но со своими характерными особенностями. Преимущественно – чисто декоративного свойства. Потому как наши юга не так уж сильно отличаются от их югов. Тот же разительный контраст между социальными слоями, нищета, трущобы, криминал, преобладание консервативных и глубоко религиозных взглядов среди населения, те же знойные пейзажи. Только вместо блюза и кантри фоном качает напористый рэпчик. И расизма в силу объективных исторических причин у нас отродясь не бывало. Но этнический состав не менее пестрый, а межнациональные отношения еще более запутанные.
Внимание, правда, на этом аспекте в «ЮЗЗЗ» особо не заостряется. И все же сложно не заметить, что в одной из фигурирующих в сюжете банд, промышляющих наркоторговлей, числятся сплошь представители конкретной национальности, а во второй – футбольные фанаты (какая из них более влиятельная, пояснять, наверное, не надо). Стало быть, аутентичность, как видим, соблюдается. А противостояние между указанными бандами – и есть самое увлекательное в сериале.
Причем даже не столько между бандами как таковыми, сколько между их главарями: солидным мужчиной, контролирующим почти весь город целиком, по прозвищу Кока, и простоватым на вид мужичком с окраины, известным как Дым. Последний – душа сериала, смысловой центр, само олицетворение юга России.
Играет Дыма Антон Кузнецов, и вы вряд ли сейчас навскидку вспомните, кто он такой и где еще снимался, но его роль в «ЮЗЗЗе» – подлинный шедевр. Кока (Гела Месхи) тоже, бесспорно, по-своему хорош, и тем не менее рядом с Дымом он бледной тенью смотрится. Максимальной густоты загар, выцветшие до альбиноса волосы, характерный обаятельный говор, острый ум, дерзкий неудержимый характер – просто нельзя не влюбиться. Смесь Микки из «Большого куша», Фрэнка Костелло из «Отступников» и Тони Сопрано, персонаж, гармонично сочетающий в себе все подряд: он и комический, и трагический, и жуткий, и какой угодно. Как и сам «ЮЗЗЗ».
В том смысле, что тоже многое в себе гармонично сочетает, помимо «Ромео и Джульетты» и классических гангстерских разборок. Порой встречаются диковинные штуки вроде рейв-хоррора (назовем это так). Представьте себе «Спуск» Нила Маршалла в декорациях подпольного наркоманского ночного клуба. Это леденящее душу зрелище, достойное развития в формате как минимум полнометражного спин-оффа, служит показательным примером того, как авторов иногда заносит. Но заносит, справедливости ради, куда надо – в увлекательные места.
Это как раз и есть те эксперименты, о которых ранее упоминалось: так «ЮЗЗЗ» исследует пока дикую, неосвоенную территорию русской южной готики. Проверяет, что в ее почву еще можно посеять. А почва же у нас на юге, как известно, плодородная – чернозем. Следовательно, посеять можно все. И все на ней прорастет, заколосится, заплодоносит. Знай себе урожай собирай. Перспективы открываются поистине безграничные. Поэтому жаль, что «ЮЗЗЗ», скорее всего, одним сезоном ограничится, судя по вполне однозначной развязке.
Комментарии