Театр

Нет смерти для нее: Рецензия на спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода»

6 февраля в кинотеатральный прокат вышла драма Ренаты Литвиновой «Северный ветер», снятая по собственной пьесе, которая сначала была поставлена ею на сцене МХТ им. Чехова. И вот новый спектакль Ренаты, где она вновь драматург, режиссер и исполнительница главной роли.

В интервью перед премьерой Литвинова рассказала, что ее вдохновили фильмы о кинодивах великого кинематографа прошлых лет, «когда величие звезды сопоставлялось с величием ролей и с ее человеческим масштабом». Но «вдохновили» – это очень мягко сказано. Завязка и основная сюжетная канва ее пьесы фактически списаны с классики Голливуда – «Сансет бульвара» (1950) Билли Уайлдера.

По сути, Литвинова лишь сместила жанровые акценты и перенесла действие в наше время (простите, период) и наши широты. Хотя на первое указывают разве что необязательные для сюжета мобильные телефоны, а на второе – фамилии, причем по большей части комичные (блогер Малахольнев, актер Слепень Слепунов и т.д.).

Впрочем, было бы некорректным обвинить драматурга и режиссера в плагиате. «Звезда вашего периода» – безусловно, самостоятельное произведение. И дело не только в том, что «Сансет бульвар» – драма нуар, а новый спектакль МХТ – гремучая смесь триллера и комедии. Дело в общей смысловой нагрузке, да и короля играет свита, а она тут пестрая и самобытная.

По сюжету, случилось так, что у бездарного сценариста Михаила Мышкина (тут видится привет Достоевскому, но если и так, то исключительно умозрительный) спустило колесо рядом с замком, в котором многие годы в добровольном заточении живет некогда сиявшая, а ныне всеми забытая звезда кино Маргарита Леско (и снова мерещится реверанс, на этот раз Пуччини, но, кажется, вновь без малейших на то предпосылок). При ней камердинер Отто (Кирилл Трубецкой) – бывший режиссер, который и открыл ее когда-то как актрису, и бой-баба Люба, в прошлом наемная убийца.

Узнав, что молодой гость – сценарист, дама оживляется. Оказывается, Маргарита написала сценарий фильма, который должен стать ее триумфальным возвращением на экраны, и нужен кто-то, кто вычитает и приведет в порядок этот монументальный (Люба выкатывает две тележки, доверху груженые папками) труд. Мышкин весь в долгах и потому нехотя соглашается, тем самым попадая сначала в литературное, а потом и сексуальное рабство.

Персонажи выписаны Литвиновой невероятно колоритно. Преданный как собака Отто с легкостью меняет фрак на парчовый халат до пола и держится как потомственный дворецкий. Люба (ее играет Софья Эрнст) носит мундир дореволюционного казака, явно не чужда однополой любви, говорит басом, ходит то с лопатой, то с ружьем и оглушительно стреляет без предупреждения, заставляя нервно вздрагивать весь зал.

И все же в свете софитов тут прежде всего, конечно, хозяйка замка. И Маргарита Леско для Ренаты Литвиновой – просто роль мечты. Никогда еще так методично культивируемый ею образ а-ля Марлен Дитрих и Грета Гарбо (а в данном случае, памятуя о первоисточнике – и Глория Суонсон) не был настолько уместен и идеально воплощен. Кажется, она всю свою жизнь шла к этой постановке.

При этом спектакль буквально переполнен самоиронией. И если в фильме «Нет смерти для меня» юная Рената говорила о звездах прошлого с придыханием, глядя снизу вверх, то сегодня предлагает уже циничный и ироничный взгляд на богов экрана, глядя в зал с высоты специально выстроенной трибуны-лестницы.

Правда, остается ощущение, что Литвинова слишком молода для этой роли (хотя и старше Суонсон на момент съемок в «Сансет бульваре» на 3 года). Она прекрасно выглядит, а было бы куда эффектнее, если бы Леско была молодящейся дамой преклонных лет.

Тем более когда роль Мышкина, альфонса поневоле, который и рад бы вырваться из золотой клетки, да некуда, играет Юрий Чурсин: разница в возрасте с ним чувствуется не так сильно, как с Павлом Табаковым, играющим сценариста в другом составе. У актеров разница в целых 15 лет.

Хотя, конечно, Литвинова совершенно бесподобна в своих невероятных нарядах – изумрудных, кровавых, сверкающих тысячей бриллиантов. Глядя на нее, в последнюю очередь думаешь о возрасте. Это истинная звезда, а звезды вечны.

Пожалуй, единственное слабое место спектакля – музыка, написанная давним другом и партнером Ренаты Земфирой. Незатейливые фортепьянные мотивы кажутся совершенно не соответствующими настроению и ритму сцен. В итоге некоторые из эпизодов выглядят фальшиво, хотя на деле фальшивы не они, а аккомпанемент.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Орудия»: Амбициозный жанровый аттракцион, не способный взмыть ввысь

Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…

3 часа назад

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

17 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

23 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

1 день назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад