Сатирическое фестивальное кино, высмеивающее высокие смыслы, зарвавшихся актеров и меценатов, жаждущих войти в историю любыми способами.
В оригинале эта сатирическая картина с Антонио Бандерасом, Пенелопой Крус и Оскаром Мартинесом называется «Официальный конкурс». Хотя испанское competencia имеет и другой яркий смысловой оттенок – конкуренция. Учитывая, что речь идет о двух маститых актерах, которые отчаянно хотят перещеголять друг друга на творческом «поле боя», локализованное название отлично отражает суть происходящего: именно за вожделенную главную роль ведется генеральное сражение.
Или, лучше сказать, разыгрывается спектакль. Высоколобый эстет Иван Торрес (Мартинес) и звезда кассовых фильмов Феликс Риверо (Бандерас), впервые работающие вместе, вынуждены прислушиваться к требованиям экстравагантной и обласканной критиками постановщицы Лолы Куэвас (Крус). А потому большую часть времени эти двое репетируют, практикуются, оттачивают навыки и погружаются в состояние своих героев – вечно соперничающих братьев, отношения между которыми накалены до предела.
Наблюдать за этими упражнениями в прекрасном – одно удовольствие, благо актеры не только охотно отдаются работе, но и демонстрируют первоклассные навыки. Эмоциональные нюансы, интонации, мимика – Лола контролирует каждое движение подопечных, направляя их согласно своему видению. Подвох здесь замечаешь не сразу. В завязке преобладает сатирическое начало: престарелый меценат решает экранизировать книгу нобелевского лауреата, даже не прочитав ее, но выкупив права за баснословную сумму. А затем отчаянные издевки почти сходят на нет.
Создатели покушаются на такие трендовые явления, как небинарность, бодипозитив и прочие новые европейские ценности, но им удается изобразить лишь слабый кривой оскал. Возможно, дело в том, что в индустрии все слишком крепко повязаны. Возможно, коллеги бы не оценили замечания, будь они чересчур наплевательскими – на современное искусство и повальный непотизм, например, идут нападки пожестче. Наконец, вполне вероятно, что авторам гораздо интереснее выстраивать отношения между тремя героями, ни одного из которых нельзя назвать приличным человеком.
Блестящие по своей сути эпизоды вроде репетиций под невыносимой тяжестью бытия, оттачивания оскаровской речи или буквальной пытки в зрительном зале сменяются то совершенно гипнотическими перебивками, то чрезмерно затянутыми сценами. Из-за этого хронометраж почти в два часа начинает казаться избыточным – несмотря на оригинальное выстраивание кадра с использованием различных медиасредств (проекторов, например). Отвести взгляд сложно разве что от крупных планов – талант звезд служит надежным якорем даже для неискушенного зрителя.
«Главная роль» начинается с сюжетной интриги: зритель может только догадываться о финале экранизируемого романа и точно не способен угадать, как закончится само кино. Маленькие обманки действительно раскиданы повсюду, но вот изнанка кинопроцесса показана скорее с ленивой формальностью. Более динамичные сюжеты можно было видеть и в «Бульваре Сансет» Билли Уайлдера, и в «Американской ночи» Франсуа Трюффо, и в «Эде Вуде» Тима Бертона. Не говоря о том, что в последние годы наметился явный тренд на подобные проекты – совсем недавно увидел свет сериал о производственном аде, в который угодил «Крестный отец».
Однако как камерная история, разыгранная тройкой отличных артистов, «Главная роль» выглядит конкурентоспособно (хоть Мартинес и уступает более известным коллегам). В ней есть европейский дух независимого фестивального кино, от которого не сводит зубы, и достаточно остроумные эпизоды, способные по-настоящему развеселить. Кроме того, это редкая возможность увидеть зарубежных актеров на большом экране – на Крус с Бандерасом нужно смотреть именно так. А еще лучше делать это в оригинале: в одном из эпизодов Иван и Феликс душевно ругают друг друга самыми последними словами, и эти раскатистые «ррр» просто надо слышать.
Комментарии