Подлинное свидетельство очевидца ВОВ выходит в прокат.
Художественные фильмы о Великой Отечественной войне – дело очень важное. И чтобы отдать должное героям и сохранить в памяти их подвиг, и чтобы показать его новым поколениям зрителей. Но даже лучшие из них не дают полного представления о том, как там было на самом деле. В документальном же кино личное восприятие происходящего зачастую теряется в попытках угнаться за объективностью. Тем ценнее для нас свидетельства непосредственных очевидцев, которых, к сожалению, с каждым годом все меньше.
«Июньская полынь» режиссера Юлии Бочаровой – не художественный фильм, но и не совсем в общепринятом смысле документалистика. Это именно свидетельство очевидца. Подлинное. Правдивое. Зовут его Виктор Гладышев. К началу войны он был ребенком. Слишком маленьким, чтобы вступить в ряды армии, но уже достаточно взрослым и сознательным, чтобы хорошо запомнить все, что ему довелось пережить. А это совершенно чудовищные вещи.
И вот спустя много десятков лет Виктор Георгиевич встретил на одной передаче, посвященной Дню Победы, Юлию – на тот момент телевизионного продюсера. Она сразу решила, что из услышанной истории нужно сделать большое кино.
Виктор Георгиевич сидит перед камерой и рассказывает о своей семье, об отце. О том, как отец ушел на фронт, как пришли немцы. О том, как попал в плен – о голоде, холоде и не укладывающейся в голове и не поддающейся осмыслению жестокости захватчиков. Голос периодически дрожит, по лицу текут слезы. Но он рассказывает, потому что это нужно рассказывать. Нужно, чтобы люди это услышали. Чтобы знали из первых уст.
Всего для фильма было записано в общей сложности девять часов материала. Сама картина длится чуть менее полутора часов. Помимо самого Виктора Гладышева и его воспоминаний, там есть сцены, визуализирующие эти воспоминания достаточно точно, а главное – правдиво. Благодаря и операторской работе, и бессловесной, но естественной подаче непрофессиональных в основном актеров. Без лишнего натурализма – и так кровь стынет в жилах. Визуальный ряд тем самым не перетягивает на себя внимание, но дополняет повествование главного героя.
Рассказ, в свою очередь, кажется неровным, сбивчивым, а потому – искренним, не постановочным. Перескакивает с темы на тему, с события на событие, из одного временного отрезка в другой и обратно.
То вдруг в него врывается Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмидт, выдающийся писатель, педагог, врач, который всю жизнь посвятил детям-сиротам и вместе со своими воспитанниками отправился в лагерь смерти Треблинка, хотя нацисты ему предложили свободу, – КР), то маленькая девочка, олицетворяющая будущее, произносит воодушевляющую речь, то писательница Наталья Сухинина (которая и написала про Виктора Гладышева книгу) комментирует происходящее. Благодаря этому ходу «Июньская полынь» и воспринимается не как постановочный фильм, а как живой разговор по волнам памяти.
И в первую очередь – как та самая правда, которую в обычных фильмах не всегда сыщешь. Где-то, может быть, она изложена нескладно, не по законам драматургии. Да и вообще ни по каким законам. Но зато пробирает до костей. Правда, как ей и положено, горькая. И, как положено, отрезвляющая.
Комментарии