Французский триллер был показан в Каннах вне конкурса и приобретен Netflix.
Триллер француза Седрика Жименеза «BAC Nord» выходит шесть лет спустя после его «Французского транзита» (La French), также основанного на реальных событиях – убийстве судьи Мишеля, произошедшем в Марселе, самом криминальном городе Франции. Что изменилось за эти годы?
Nord – это северные кварталы Марселя, в течении многих лет заселяемые мигрантами с африканского континента. Это самые опасные районы, где много лет не появляется полиция, законы здесь вершат местные царьки и наркодилеры. Это государства в государстве, заложниками которых являются жители этих кварталов. BAC (brigade anti-criminalité) – полицейские бригады по борьбе с преступностью. На них возложены невыполнимые функции по борьбе с наркодилерами, торговцами оружием, ворами и убийцами, проживающими в этих кварталах Марселя.
Сюжет картины основан на событиях, случившихся десять лет назад. Все марсельские полицейские бригады по борьбе с преступностью были, так или иначе, обвинены в коррупции, мошенничестве и наркотрафике. 18 человек были преданы суду. Недавно, в апреле 2021-го, сторона защиты потребовала оправдательного приговора для всех, и семерых оправдали. Остальные 11 полицейских получили условные сроки от двух месяцев до одного года.
Трое героев «BAC Nord», прототипы которых оказались на скамье подсудимых – Грег (Жиль Леллуш), Антуан (Франсуа Сивиль) и Ясс (Карим Леклу), – преданные своему делу полицейские, горячие головы, не готовые выносить каждодневные унижения. Им претит блюсти статистику раскрываемости, благодаря мелким правонарушениям, но закрывая глаза на полную безнаказанность организованных банд северных кварталов Марселя. Персонажи картины – живые люди со своими недостатками. Они сами с молчаливого согласия иерархии готовы иногда переступить черту закона для достижения целей поамбициознее.
Полицейская коррупция – не новая во французском кинематографе тема. Еще Филипп Нуаре блестяще сыграл коррумпированного полицейского в комедии Клода Зиди «Откройте, полиция» 1984 года. В 1992-м Бертран Тавернье уже без смеха констатировал плачевное состояние французской полицейской системы в картине «Полицейский отряд L-627», где сотрудники подразделения по борьбе с наркотиками сами зачастую оказываются вне закона. Что объединяет эти два фильма: полицейские там находятся в живой связке с информаторами, торговцами легкими наркотиками, наркоманами, проститутками – жертвами бесчеловечной системы. Они и сами – ее часть.
Герои «BAC Nord» оказываются в еще более сложных условиях. Их враги – не простые сутенеры, торговцы спиртным или травой, а хорошо вооруженные банды, засевшие в неприступных кварталах, как в крепости. Чтобы добраться к большому кушу, крупной партии наркотиков, необходима целая военная операция, основанная на точных данных от информатора. И чтобы заплатить за них, полицейские решают вымогать наркотики у мелких дилеров, что приводит к логическому результату – их обвиняют в коррупции и наркоторговле.
«Ни один секретный мирный договор не может считаться действительным, если в нем есть молчаливый повод для будущей войны», – предупреждал Иммануил Кант в трактате «К вечному миру». Французское государство стыдливо закрывает глаза на происходящее в северных кварталах Марселя… А также Парижа, Лиона, Монпелье и тысячах других неблагополучных кварталов, населенных вчерашними мигрантами. Самое главное: это социальный мир, установленный таким образом, что бандиты всех мастей с молчаливого согласия правительства и судебной системы проворачивают свои делишки в обмен на лояльность к существующей политической системе или полное безразличие к происходящему за пределами собственных кварталов.
Делая упор на абсурдности и полной дисфункциональности существующей системы, авторы ставят вопрос ребром: уместно ли сочувствовать и оправдывать служителей закона, которые, постоянно находясь под тяжелейшим давлением, как со стороны начальства, требующего результаты, так и со стороны криминала, в итоге сами преступают закон? Должен ли полицейский во чтобы то ни стало сохранять анонимность информатора, даже если это стоит жизни его напарнику?
Каким образом должна и может функционировать полицейская система в стране, где существуют криминальные кварталы, в которые полицейским вход воспрещен? Способна ли современная Франция вершить правосудие, или законы Пятой республики не действуют в отношении некоторых граждан? Надолго ли хватит социального мира, в котором изначально заложен повод для будущей войны? И каким будет это будущее, если даже бывший министр внутренних дел Жерар Колломб, уходя со своего поста, предрекает: «Сегодня мы живем бок-о-бок… Я боюсь, что завтра мы окажемся лицом к лицу».
Международные права на «BAC Nord» были приобретены платформой Netflix (английское название триллера – «The Stronghold»). А его премьера с триумфом прошла во внеконкурсном показе на Каннском фестивале. По стечению обстоятельств это произошло в тот же день, что и выступление президента Франции Макрона, посвященное новым правилам, касающимся вакцинации и санитарного пропуска. Бывшие «желтые жилеты», недовольные французы, опять вышли на улицы, чтобы выразить несогласие с новыми законами. И тут, удивительным образом, некоторые обитатели бедных окраин, бывшие эмигранты, также примкнули к недовольным аборигенам, впервые почувствовав сопричастность.
Окажутся ли новые законы тем самым условием для объединения интересов граждан разного происхождения и достатка? Или бессилие и толерантность французских властей победит и окончательно выпилит внутри Франции черные дыры – зоны «вне закона», и существование полиции окажется совсем призрачным и ненужным явлением? В «BAC Nord» рассказана история десятилетней давности, но актуальность ее за это время выросла многократно.
Комментарии