Статьи

Рецензия: «Завод» Юрия Быкова

Устаревший завод в одной из российских глубинок закрывается – его продукцию уже никто не покупает, а работать в убыток никто не собирается. Всех тружеников хотят сократить, но идти им больше некуда: ближайшие мануфактуры либо также находятся в глубочайшем кризисе, либо по-простоту не нуждаются в новой рабочей силе. Виновником сложившийся ситуации доведенные до отчаяния и тотального безденежья работяги видят владельца завода Калугина (Андрей Смоляков) – бывшего бандюгана из 90-х, а теперь видного бизнесмена, который держит в руках всю область и которому неинтересны нужды простых людей. Шестеро рабочих под предводительством ветерана горячих точек Седого (Денис Шведов) решаются на рисковый шаг – похитить Калугина и потребовать за него выкуп, а после затеряться. Первая часть плана удается новоиспеченным гангстерам на ура, но вот дальше все пошло совсем не по задуманному сценарию.

Юрий Быков – один из главных современных режиссеров России. Его отлично знают за рубежом («Майор» получал номинацию в Каннах, а также лег в основу сериала от стримера Netflix «Семь секунд») и уважает отечественный зритель – никто кроме него так лихо не показывает безнадежность и не говорит о современных реалиях. «Завод», как и ожидалось, не далеко ушел от прошлых работ режиссера ни по фабуле, ни по тематике. Быков все также пытается разобраться в классовом неравенстве, несправедливости жизни и человеческой природе. Режиссер по-прежнему прямолинеен, зол и груб. Он выдает свои мысли в лоб, не пытаясь маскировать или смягчать их.

А вот в чем Быков совершенно новый в «Заводе», так это в стиле и манере подачи. Он наконец то решился создать не просто авторский фильм, а продукт на стыке артхауса и мейнстрима, который одинаково оценят все слои населения. А еще Быков решился поиграться с экшеном, проработав полноценную сцену перестрелки, которая не просто отлично сделана, но и гармонично вписалась в общее повествование.

Режиссер также хорошо продумал героев: на протяжении всего фильма остается непонятным, кто же на экране главный. Быков мастерски жонглирует персонажами, их философиями, жизненной понятийностью и реакцией на все происходящие. Он помещает всех их в совершенно новые и некомфортные условия и как ученый наблюдает за их реакцией.

Отношение Быкова к человеческой натуре также подвергается некой эволюции. Раньше его герои и антигерои четко делились на хороших и плохих, в «Заводе» же персонажи получаются более красочными и разнообразными. Режиссер не пытается навязывать структурированной иерархии ценностей, словно проговаривая и прописывая изменчивость человеческой натуры в жизни.

Режиссер специально уносит зрителя в губернию N, а также не дает имен своим персонажам, совершенно четко давая понять, что география и социология в фильме роли не играет. А еще он снова помещает нас в фильм, действие которого развернется за один день. Быков всегда любил короткие истории, чтобы придавать картинам динамичность остроту.

У Быкова есть психологические проблемы: он часто находится в депрессии, не может найти внутренний баланс и гармонию, не может назвать себя счастливым человеком. Обо всем этом он часто рассказывает в откровенных интервью (откровенность – одна из главных отличительных черт Быкова) и своих собственных социальных сетях. Практически все главные герои «Завода» очень похожи на Быкова по психотипу, мотивации и поведению, от чего складывается впечатление, что он разговаривает не со зрителем, а сам с собой, пытаясь понять, так ли плохи люди вокруг и насколько ли все в этом мире запущено. Смог ли сам режиссер найти ответы на свои вопросы и справиться со своим внутренними демонами — непонятно. Но вот выйти на следующую ступень своего творческого развития ему точно удалось.

«Завод» в российском прокате с 7 февраля 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Больница Питт»: Ты не вылечишь мир, и в этом все дело

Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…

5 часов назад

Малый театр широко отпразднует 90-летие со дня рождения Юрия Соломина

Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…

8 часов назад

Российские мультфильмы, которые нужно увидеть здесь и сейчас

«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…

12 часов назад

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

1 день назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

1 день назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

1 день назад