Спортивный агент Рэй Бёрк (Андре Холланд), занимающийся новичками НБА, угодил в зону турбулентности во время очередного локаута в лиге: его отдел уже полгода ничего не зарабатывает, незаменимая помощница Сэм (Зази Битц) уволилась, а молодой подопечный Эрик Скотт (Мелвин Грегг) без присмотра способен натворить уйму глупостей. Впрочем, Рэй не из тех, кто жалуется на судьбу и опускает руки — кажется, у него есть план, и осуществить его агенту помогут (хотят они того или нет) и уволившаяся помощница, и будущая звезда НБА, и кое-кто еще.
«Птица высокого полета» начала расправлять крылья еще в период совместной работы Стивена Содерберга и Андре Холланда над «Больницей Никербокер»: идею подкинул актер, и изначально это была бейсбольная история, заряженная антирасистским месседжем. Позже Содерберг решил, что в НБА тоже происходит немало интересного (в том числе, как ни странно, и в контексте расизма) — особенно во время локаута. В итоге, заручившись поддержкой автора «Лунного света» Тарелла МакКрейни, Содерберг пополнил свою фильмографию производственных драм: «Птица высокого полета» составила компанию «Эрин Брокович» и «Девушке по вызову», а также стала вторым полным метром режиссера, снятым на айфон — со всеми вытекающими последствиями вроде нюансов контрастности, не оставляющих места полутонам.
Само собой, «Птица…» не так проста, как может показаться на первый взгляд, хотя поначалу и успешно притворяется традиционным студийным кино о закулисье спортивного бизнеса — с неизбежными говорящими головами, для пущей убедительности засоряющими эфир терминами и статистической цифирью. Однако у новой работы Содерберга куда больше общего с неонуарами, чем с каким-нибудь «Джерри Магуайром» или, если уж не уходить с паркета, с той же «Азартной игрой» Фридкина. Пулеметные диалоги, от души приправленные метафорами (на этот счет тут, кстати, хватает самоиронии), и скользкая сюжетная дорожка, ближе к финалу уводящая в сложносочиненные дебри многоходовой комбинации, — все это превращает производственную драму в кино, которое мог бы придумать и снять, например, Дэвид Мэмет, и которое запросто могло бы делить сеансы в старомодном кинотеатре с лучшими лентами Нового Голливуда.
При всех этих приветах уважаемой старине, «Птица…» — кино вполне актуальное, и не только (и даже не столько) благодаря операторскому и монтажному инструментарию. Закручивая сценарий в пружину, которая разожмется лишь в финале, Содерберг, МакКрейни и Холланд умудряются внятно проговорить по-настоящему важные вещи, стоящие над локальной схваткой Рэя Бёрка с системой. Здесь драфт рифмуется (пусть предсказуемо, но все равно эффектно, к тому же не без юмора) с работорговлей, а в репликах о философии игры и важности внутренней свободы каким-то чудом нет ни единой фальшивой нотки. Наконец, пафосный финал, отсылающий к одной из важнейших книг за всю историю спортивной литературы, выглядит на удивление органично и не кажется сгоряча нахлобученным на тщательно продуманную игру в жанры, которая вроде бы и не должна была привести к такой мощной коде.
Временами в «Птице…» даже обнаруживается некая нездешняя задушевность, представляющаяся своего рода реверансом в адрес еще одной важной (и, конечно, гораздо более эмоциональной и интимной) баскетбольной истории — «Его игры» Спайка Ли. Впрочем, никакие реверансы и референсы не способны заслонить содерберговское «свое кино» — настолько тщательно, математически выверенное, что даже изъяны в этой мозаике занимают строго отведенные для них места, становясь частью неидеальной, но точной картины.
Фильм доступен на стриминг-сервисе Netflix.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…