Странный случай, когда недостатки картины явно таковыми не являются и стоят на своем месте.
Дэвид Шефф (Стив Карелл) живет хорошей жизнью: у него есть сын от прошлого брака и двое детей от нового. Хорошая работа. Идеальную жизнь омрачает лишь один факт: Ник (Тимоти Шаламе), его красивый и любимый сын, оказывается наркоманом. Отец в недоумении: как же его сын, который всегда был послушным и примером для подражания, в итоге пошел по наклонной?
О том, что наркотики это плохо лишний раз напоминать нет-нет, но приходится, так как зависимым может стать по ощущениям чуть ли не любой. Что-то подобное и происходит с героем Шаламе: вроде бы парень из благополучной семьи, никаких проблем дома нет, да и голова на плечах – а погружается в мир наркотиков с головой. Отец изначально думает, что парень просто злоупотребляет травой, а на деле же мальчишка давно и плотно сидит на куда более тяжелых веществах. Фильм говорит о всех проблемах зависимости без прикрас: будут и нервные срывы, и воровство, и короткие периоды ремиссии.
С «качелями» ремиссия-срыв вообще связано немало экранного времени: в какой-то момент начинает казаться, что фильм вязнет в самоповторах, чередуя идиллические сценки семейного благополучия с проблемными периодами наркотического делирия. Повторяется это в среднем раз в 15-20 минут и начинает в какой-то момент надоедать. Но в этом, как ни странно, кроется очень логичное решение: с подобным действительно сталкиваются родственники наркозависимых, и никуда от этого не деться. В итоге чувство утомления, возникающее при просмотре, явно было изначально в картину заложено, и ощущения зрителя хорошо соотносятся с тем, что происходит внутри отца семейства.
Странное дело, но все недостатки фильма в контексте происходящего становятся его же достоинствами: он жутко повторяется, кажется затянутым и словно топчется на месте – ровно все то, что сопровождает жизнь наркомана. На это же работают и актеры, которые раз за разом повторяют практически одни и те же диалоги, лишь слегка меняя детали. Карелл чередует режимы любящего отца и растерянного человека, а Шаламе – практически идеального сына и потерянного ребенка на неправильной дороге. В итоге передается именно правильное настроение и воссоздаются ощущения в миниатюре.
Несмотря на то, что фильм хорошо работает с эмоциями и ощущениями, он все же недокручивает все до нужного градуса: он проговаривает действительно смелые для жанра идеи, но не идет в них до конца. Практически с самого начала картины прямо заявляется о том, что метамфетаминовый наркоман практически обречен – но, само собой, Шаламе в фильме не погибнет. И отец хоть и сдается в какой-то момент, но все равно в итоге приходит к сыну на помощь. Ну и окончательно отдавая дань жанру и его условностям, прямо перед титрами пойдут белые буквы на черном фоне, рассказывающие дальнейшую судьбу героев (фильм основан на реальных событиях).
«Красивый мальчик» — фильм странный: с одной стороны, он и правда здорово схватывает суть и процессы, происходящие в семье наркомана, с другой – все еще не рискует зайти достаточно далеко на этой почве. И вроде бы все равно все подано правильно – но не цепляет, после просмотра не оставляя ничего, кроме легкого недоумения. Впрочем, на актеров смотреть все еще приятно, а саундтрек (Aphex Twin, David Bowie, Mogwai, Zola Jesus и многие другие) настолько качественно подобран, что вполне может надолго осесть в ваших плейлистах.
https://youtu.be/4UGpTctwuY0
«Красивый мальчик» в прокате с 24 января 2019 года.
Комментарии