Реальная любовь: пять лучших фильмов для 14 февраля. Выбор Марии Лемешевой | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Реальная любовь: пять лучших фильмов для 14 февраля. Выбор Марии Лемешевой

Реальная любовь: пять лучших фильмов для 14 февраля. Выбор Марии Лемешевой

11 февраля 2019 /
Реальная любовь: пять лучших фильмов для 14 февраля. Выбор Марии Лемешевой

Главный редактор «КиноРепортера» — о мелодрамах, которые идеально подойдут для празднования Дня всех влюбленных.

«Это случилось однажды ночью»

Начать свой романтический киносписок я хочу не с самого очевидного фильма — истории приключений несносной дочки миллионера Элли и неудачливого репортера Питера, кораблем, автобусом, автомобилем мчащихся навстречу негаданному счастью. До поры до времени (по законам жанра) они терпеть не могут друг друга. Но, конечно, «иерихонская стена» между ними падет, и Элли убежит к Питеру из-под венца. Усы и фирменная улыбка Кларка Гейбла, ноги и шарм Клодетт Кольбер, 5 премий «Оскар» во всех основных номинациях. По моему мнению, этот фильм — непревзойденный эталон, золотая классика старого Голливуда и must see для романтического вечера.

«Это случилось однажды ночью» не чистый ромком, а screwball comedy — один из фундаментальных жанров американского кино 30-х и 40-х годов. Бурлеск, любовный фарс, в котором после череды перипетий сумасбродные, эксцентричные, отчаянно не подходящие друг другу герои понимают, что влюблены. Говард Хоукс, Джордж Кьюкор, Эрнст Любич и, конечно, автор «Это случилось…», великий сказочник Фрэнк Капра, — корифеи этого жанра.

Их лавры многие пытались примерить на себя в последующие эпохи, но удалось это считанным единицам (к примеру, Эльдару Рязанову в «Служебном романе» или братьям Коэн в «Невыносимой жестокости»). И знаменитые «Римские каникулы» ведут свою родословную от этого непритязательного на первый взгляд шедевра Капры. Жанровая уникальность (наряду с вневременным очарованием и Гейблом без майки, изменившим представления американцев о мужском этикете) — одна из причин, почему я настоятельно рекомендую вам этот черно-белый фильм из далекого 1934 года.

 

«Шербурские зонтики»

Разве мог мой список обойтись без французов? Конечно же, нет. Грустная и прекрасная история любви. Он автомеханик, она продает зонтики в магазине матери. Его отъезд, их разлука, его нежданное возвращение. «Целой жизни мало, чтобы ждать тебя / Моя жизнь пропала, если нет тебя» — слова из русского перевода из ставшей в 60-е годы гимном влюбленных по всему миру заглавной песни фильма, написанной ушедшим в начале этого года великим французским композитором Мишелем Леграном. История неслучившегося счастья, в которой все персонажи — от главных до самых неприметных — поют. Но это не мюзикл, это скорее фильм-опера.

Как мне кажется, победившие в Каннах в 1964 году «Шербурские зонтики» — намного больше, чем культовый фильм. Они легенда. Эмблема романтики шестидесятников, эпохальная картина, запустившая карьеру роковой блондинки Катрин Денев (не могу представить в этой роли никого другого, а ведь изначально играть должна была победительница «Евровидения» Изабель Обре). Одновременно и неотъемлемая часть французской «Новой волны», и ее антитеза, фильм Жака Деми повлиял на жанр «лавстори» как никакой другой (разве что вышедшие двумя годами позже «Мужчина и женщина» Клода Лелуша).

Отблески «Зонтиков» можно увидеть в массе фильмов со всего света — от советского «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского до американской «Истории любви» или французского же «Все песни только о любви». «Шербурские зонтики» заиграют новыми красками, если знать историю любви Деми и Аньес Варда, точку в которой смогла поставить лишь скоропостижная смерть режиссера в 1990 году. Мой вариант идеального double feature — сразу после самой знаменитой ленты Деми посмотреть фильм Варда «Жако из Нанта», поставленный по воспоминаниям мужа после его ухода.

 

«Пять вечеров»

Еще одна печальная история любви в моем списке, на этот раз советская. Будто бы развернутый третий акт из «Шербурских зонтиков», только не в пестром антураже карамельных французских 60-х, а в сдержанных тонах ретромелодрамы времен ранней оттепели. «Не получилось. Тем лучше. Так что запомните: я свободный, веселый и счастливый человек. И буду еще счастлив разнообразно и по разным поводам», — говорит главный герой Ильин, лишний человек новой формации, чтобы вскоре заснуть на коленях у женщины, ждавшей его почти всю свою жизнь. Быть может, недостаточно радостные для Дня всех влюбленных «Пять вечеров» — все равно один из самых пронзительных фильмов о времени и о любви, которые я когда-либо видела. Настроение этого фильма — в берущей за душу «народной» песне Юлия Кима «Губы окаянные» в закадровом исполнении Сергея Никитина.

«Пять вечеров» сняты Никитой Михалковым в золотой период мастера, между «Неоконченной пьесой для механического пианино» и «Обломовым» (даже параллельно съемкам последнего). Каждый найдет в этой экранизации пьесы Александра Володина что-то свое: одни — чистосердечную «драму из старинной жизни», другие — замечательные актерские работы Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, а кто-то — изощренное упражнение в стилизации.

Филигранно воссозданная патина времени, решенный почти в классицистском триединстве сюжет, отчаянная ностальгия по 50-м как времени юности страны и собственной юности — конечно, «Пять вечеров» не обычный романтический фильм, он намного сложнее и глубже. Что не мешает, однако, наслаждаться его поистине уникальной интонацией камерной интимности уже нескольким поколениям кинозрителей.

 

«Реальная любовь»

Я никак не могла пройти мимо этого калейдоскопа из жизни простых и не очень простых британцев в предрождественскую пору. «Love is all around» — поет в своем новом хите один из персонажей, вышедший в тираж рокер. И действительно, одна лишь любовь повсюду. В любовном хороводе кружатся и премьер-министр, и его секретарша, и грустный вдовец, и писатель, и рекламщик-изменщик. Каждый (кроме изменщика и наглого президента США) найдет долгожданное счастье в вихре падающих снежинок.

В ролях — весь цвет британского кино и театральных подмостков: Хью Грант, Эмма Томпсон, Алан Рикман, Колин Ферт, Мартин Фриман, Лиам Нисон, Кира Найтли, Билл Найи, Лора Линни, Роуэн Эткинсон. Режиссер — Ричард Кертис, еще в 90-е создавший своими фильмами и сериалами («Ноттинг Хилл», «Четыре свадьбы и одни похороны» и т. д.) новый имидж старой Англии, образ так называемой Cool Brittania, в который до сих пор влюблен весь мир. «Реальная любовь» — не только пропаганда (в хорошем смысле) Туманного Альбиона, но и моментальная жанровая классика, которая даже в России умудрилась соперничать за статус идеального новогоднего фильма с незабвенной «Иронией судьбы».

Любовь в фильме Кертиса реальна именно потому, что реальны, одушевлены и похожи на моих и ваших соседей все многочисленные персонажи, а те сантименты, которые обычно раздражают в шаблонных голливудских ромкомах, здесь решены на удивление тонко, именно по-британски. Может быть, поэтому это редкая романтическая комедия одинаково полюбилась (несмотря на внушительный хронометраж) как женщинам, так и мужчинам. Рецепт «Реальной любви» пытаются год за годом повторить в «Елках», но добиться такой же легкости, воздушности, сердечности, такого же совершенства вряд ли возможно.

 

«Лед»

Вышедший в День всех влюбленных прошлого года «Лед» — история талантливой фигуристки Нади (Аглая Тарасова и в фильме, и в жизни — дочь Ксении Раппопорт), которая стремится к своей мечте, преодолевая все препятствия. Сюда входят травма и новый неуправляемый партнер Саша (вездесущий и безупречный Александр Петров). «Лед» — это и screwball comedy, как «Это случилось однажды ночью», и музыкальный фильм, как «Шербурские зонтики», и кино о прошлом, как «Пять вечеров», и определенно зимний (хотя бы из-за названия) фильм, как «Реальная любовь». Поэтому лучшего завершения для моего списка просто не найти.

«Лед» вобрал в себя слишком много трендов российского кино 2010-х, чтобы не выстрелить. Бум спортивных фильмов, от «Легенды №17» до «Движения вверх», в который фильм режиссера-дебютанта Олега Трофима идеально вписался. Ностальгия по 80-м, 90-м и «нулевым», за которую здесь отвечают музыкальные номера вроде «Хочешь?» Земфиры или «Лететь» группы «Амега», любимой романтической баллады поколения тридцатилетних.

Плюс, конечно, Петров — актер, присутствие которого гарантирует успех фильма в прокате. К слову, об успехе. Получился из фильма «Лед» манифест поколения в легком жанре или нет, судить пока рано, но то, что сборы составили больше полутора миллиардов рублей, — свершившийся факт. И если вы по какому-то недоразумению не посмотрели «Лед», советую наверстать упущенное. Ведь, несмотря на холодное название, этот фильм способен растопить сердца, и вы неизбежно проникнетесь его романтическим настроением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: