В сериале о становлении Екатерины II Россия пьет, бьет и играет на балалайках.
Екатерина II, пожалуй, самая популярная российская императрица, которая не раз становилась героиней как отечественных, так и зарубежных проектов. Сериалы о ней всегда вызывают большой общественный резонанс и ворох упреков в неправдивом отображении эпохи. Досталось в свое время фильмам и с Мариной Александровой, и с Юлией Снигирь, а недавно влетело самой Хелен Миррен. Но новый британо-австралийский проект сервиса Hulu наносит ответный удар всем критикам исторической точности: в «Великой» правды нет вообще.
1761 год. Юная немка Екатерина (Эль Фаннинг), мечтая о большой любви, едет в далекую и непонятную Россию, чтобы выйти замуж за императора Петра (Николас Холт) — сына того самого, который Великий. Девушка настолько воодушевлена, что по дороге заучивает пару русских слов и буквально расцеловывает землю своей новой отчизны. Однако же, прибыв ко двору, новоиспеченная императрица очень быстро понимает, что ее супруг — отпетый самодур, который к тому же управляет дремучей, погрязшей в разврате и глупости страной, никак не вяжущейся с образом прославленной и продвинутой державы.
И пока историки и все сочувствующие не заклевали меня за очевидные ляпы в хронологии реальных событий, поясню: никакой ошибки нет. «Великая» — это альтернативная история, как президент Линкольн, охотящийся на вампиров, или убийство Гитлера на киносеансе в Париже. Неслучайно создатели в начале каждой серии предупреждают: иногда это основано на реальных событиях. Иногда — может быть. Но отнюдь не всегда.
Основным автором сериала выступил австралиец Тони МакНамара, номинант на «Оскара» за сценарий «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, по сути, тоже вольной интерпретации страницы из истории Англии. Он никогда не задавался целью достичь достоверности в изображении дел минувших дней. А, напротив, подчеркивал в интервью, что хотел показать персонажей не сошедшими со страниц учебников, а живыми людьми с современными проблемами. Разве что с короной на голове. И Екатерина II заинтересовала его прежде всего как пример сильной женщины, которая взяла в свои руки бразды правления огромной империей, переиграв всех конкурентов. В то же время это еще одна история о цене власти. И если в «Фаворитке» ради положения при дворе героине Эммы Стоун пришлось притвориться влюбленной, то Эль Фаннинг в «Великой» изо всех сил старается выглядеть счастливой, иначе взбалмошный муж ее просто убьет.
Вообще, в «Великой» история России в целом и Екатерины II в частности рассказана как будто с точки зрения любого среднестатистического обывателя — британца, американца или, если хотите, австралийца. Империя предстает страной четвертого, а то и пятого мира, где дикари-мужчины бьют бокалы после каждого «ура!» и поют песню про казачка (хорошо, что не трек группы Dschinghis Khan), а женщины не умеют читать и носить парики. Медведь здесь — лучший подарок на свадьбу, а водка льется рекой под аккомпанемент балалайки. Добавьте еще пару фамилий из прозы Толстого, войну на фон — и вуаля.
Соглашусь, звучит не очень приятно. Но зато честно. Как для нас Швеция — это десяток Карлов, а Великобритания — столько же Генрихов, так и для них Россия — это Иваны и Петры, и совершенно неважно, что третий первому внук, а не сын. Чтобы понять, что тут вообще происходит, нужно всегда держать в уме — здесь нет и не будет правды. Условные герои в условное время собрались в условном месте. Вопиющие несоответствия, анахронизмы и «клюква» — лишь задник для остроумной сатиры на монархию и государственную систему вообще с гротескным устройством «люби меня или умри».
«Великая» — как комикс или фанфик с реальными героями в основе, но выдуманными событиями, обилием мата, секса и насилия. Сериал довольно сложно с чем-то сравнить, но если взять по чуть-чуть от «Фаворитки» Лантимоса, «Марии-Антуанетты» Копполы и мультфильма «Анастасия» 1997 года и поместить все это в страдающее Средневековье из «Разочарования» Мэтта Грейнинга, получится что-то отдаленно напоминающее по атмосфере.
Сериал буквально упивается своим юмором. Петр шутит постоянно (чаще — про члены) и даже дважды повторяет свои анекдоты, чтобы придворные как следует рассмеялись. Матерятся решительно все (fuck звучит даже чаще, чем «ура»), и то и дело возникают абсурдные ситуации: священник ест грибы, чтобы поговорить с Богом, борода становится символом свободной воли, а солдат на передовой поддерживают макаронами (теми, что десерт). Этот балаган служит для контраста между прогрессивными идеями Екатерины и дремучим двором, погрязшим в пороке под предводительством деспотичного лидера. Тут, кстати, обнаруживается сходство с «Алисой в Стране чудес». Петр, как Червонная королева, проявляет бессмысленную жестокость, а подданные не смеют возразить, поскольку хотят сохранить голову. Екатерина же — воплощение идей феминизма. Несмотря на наличие мужа и любовника, главной ее страстью становится благополучие и развитие новой родины. Фарс, творящийся вокруг, только подстегивает ее к активным действиям по свержению супруга с престола. Холту и Фаннинг удалось создать отличный тандем монархов, один из которых настоящий маньяк, а вторая страстно увлечена реформами и просвещением. Может показаться странным, но иногда и тот и другой подход не подходят простому народу.
«Великая» — это российская история на спидах, guilty pleasure, в которой даже не нужно пытаться искать аутентичность. Своим проектом Тони МакНамара, конечно же, не хотел никого оскорбить. Когда привыкаешь к сюру происходящего, Россия как локация растворяется внутри сюжета, оставляя шлейф из скабрезных шуточек и нелепых ситуаций. Даже обилие темнокожих при дворе уже не вызывает недоумения.
Смотрите сериал «Великая» с 16 мая на сервисе more.tv
Комментарии