Реж. Мериан Купер и Эрнест Шодсак, 1933
Огромная обезьяна с острова Черепа стала одним из первых гигантских монстров в кино и чуть ли не первым вымышленным кайдзю. До этого на экране уже бесчинствовали динозавры, но Конг обладал уникальностью, в отличие от безымянных ящеров. Огромная сила, продемонстрированная приматом в боях с тираннозавром и птеродактилем, соседствует с непреодолимой любовью к белокурой девушке. Этот мелодраматический подтекст, отсылающий к «Красавице и чудовище», весьма интересен, учитывая, что в 1930-е «Кинг Конг» воспринимался не иначе как хоррор. В 1960-х горилла переехала в Японию, а в США получила три ремейка. Действие последнего, «Конга: Острова черепа», развивается в одной вселенной с новыми «Годзиллами» под названием MonsterVerse.
Реж. Нориаки Юаса, 1965
Если в фильмах главным соперником Годзиллы был трёхглавый дракон Кинг Гидора, то по сборам с ним повадился соперничать другой монстр — огромная огнедышащая летающая черепаха Гамера. Будучи самым известным кайдзю, созданным не студией Toho, Гамера со временем привлекла к себе фанатов гигантских монстров, которые и по сей день мечтают, что их любимица однажды столкнется с Королем Монстром в кроссовере.
Реж. Гордон Дуглас, 1954
В 1950-е американцы жутко боялись марсиан и ядерных испытаний, что привело к засилью разного рода гигантских крабов, богомолов и прочих беспозвоночных на серебряных экранах. Одной из самых известных лент того периода является «Они!» о военных испытаниях, которые привели к появлению гигантских муравьев. Количество отсылок на этот фильм сложно даже подсчитать, они буквально повсюду: от «Гремлинов» и «Догмы» до «Монстро» и Fallout 3.
Реж. Исиро Хонда, 1956
Радон, он же Родан — еще одно гигантское детище студии Toho. Огромный птеранодон, пробудившийся после испытаний водородной бомбы, был создан на волне популярности «Годзиллы» (1954) почти той же командой. Сначала Радон получил сольный фильм, а позднее, обзаведясь солидной фанбазой, стал регулярно появляться вместе с Королем Монстров в качестве то союзника, то соперника.
Реж. Син Сан Ок, 1985
Первый и единственный северокорейский кайдзю-фильм. Пульгасари — это чудовище из корейских мифов, химера, питающаяся железом. Продюсированием картины занимался лично Ким Чен Ир, снимал ее — похищенный из Южной Кореи Син Сан Ок, а над дизайном работали сотни японских специалистов, приехавших в КНДР под государственные гарантии неприкосновенности. Каноны кайдзю-эйга в «Пульгасари» смешались с идеями чучхе, породив дикую кашу из жестоких баталий, «кавайности», патриотического накала, национального колорита и парада в честь Первомая.
Реж. Мэтт Ривз, 2008
Лавстори на фоне кайдзю-апокалипсиса, рассказанная в жанре found footage — да, амбиций проекту, переведенному на русский сомнительный словом «Монстро», не занимать. Ривзу почти удалось передать ощущение опасности в городе, осаждаемым неведомым колоссом. Расстраивает лишь одно: создатели картины не удержались и все-таки показали вышеуказанного монстра (или все-таки монстро?) целиком. Если бы он ни разу не попал в кадр во весь рост, киноленту можно было бы назвать действительно смелой. Сиквелы ушли в другие жанры: «Кловерфилд, 10» получился камерным триллером, а «Парадокс Кловерфилда» — космическим сайфаем.
Реж. Ким Ги Док, 1967
Ёнггари — первый кайдзю Южной Кореи. Китайский ядерные испытания, как водится, пробудили древнего носорогоподобного динозавра, который почему-то побрел кормиться не в Поднебесную, а в Республику Корею. Военные быстро развели ручками, зато некоему ребенку пришла в голову блестящая идея, как же со всей этой ситуацией справиться (привет, «Гамера»!). На фоне японских и даже американских фильмов о монстрах «Ёнггари» выглядит просто чудовищно. Хуже может быть только ремейк 1999 года.
Реж. Эжен Лурье, 1961
Из-за землетрясения у берегов Ирландии моряки обнаруживают живого динозавра и вероломно продают его в лондонский цирк. Пока простой народ наслаждается диковинной потехой, на зов Горго приходит его мать: оказывается, цирковой динозаврик — еще совсем кроха, а взрослая особь вполне может стереть Лондон в пыль. «Горго» носит гордый статус первого настоящего британского кайдзю. В том смысле, что до этого в Великобритании снимали лишь динозавров (порой — довольно абстрактных), а Горго получил уникальное имя и собственную мифологию.
еж. Гильермо дель Торо, 2013
История противостояния повылезавших из разлома, ведущего в параллельный мир, кайдзю и огромных боевых человекоподобных роботов. Достаточно быстро становится очевидным, что дель Торо обожал больших монстров и не менее крупных меха (огромных антропоморфных роботов) в детстве и отрочестве, и это обожание отчетливо проглядывается в дизайне персонажей. Правда, в отличие от многих коллег, Гильермо смог из личного фетиша сделать интересное для широкого зрителя кино — подобная задача не всем под силу.
Реж. Монтхон Араянгкун, 2004
Тайские рабочие во время прокладки тоннеля метро случайно пробуждают древнего крылатого монстра, заточенного в недра земли в незапамятные времена. Чудовище незамедлительно открывает охоту на людей. «Гаруда» — первый эксперимент Таиланда с кайдзю. Имея неплохие спецэффекты, картина была бездарно снята и еще хуже смонтирована, а сюжет не выдерживал никакой критики. С тех пор тайцы к жанру охладели, сконцентрировавшись на не столь мегаломанских жанрах.
«Годзилла 2: Король монстров» уже в прокате.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…