В Театре имени Маяковского дают «Разбойников», «поэтическую бойню» Фридриха Шиллера, в которой сила чувств, чаще всего отвергнутых, приводит к катастрофическим последствиям. Свою первую пьесу драматург написал в 20 лет, и юношеский максимализм, которым она пронизана, представляет сложную задачу для сценической адаптации. Мало того, что здесь много кричат, дерутся, стреляют: свои возвышенные состояния герои передают не менее высокопарными словами.
Благородные романтические настроения при этом соседствуют с приземленно-бытовым ужасом: подлой уловкой отказав родному брату Карлу (Макар Запорожский) от отчего дома, Франц (Кирилл Кусков), в чьем сердце кипит обида и зависть, рвется к бесконтрольной власти. И законная тирания, которую он устанавливает на своих землях, оказывается ничем не лучше тирании беззакония, которая процветает в богемских лесах под покровительством его брата.
Благие намерения тоже оборачиваются кровавой бойней, и, хотя алые потеки заменяют залпы таких же алых конфетти, слова разбойников об убитых женщинах и детях нагоняют леденящую жуть. Определенный контраст заметен и в актерском существовании: оригинал диктует правила, от которых никуда не деться, а потому «буря и натиск» проявляются в полном объеме. Как буквально (гром оружия здесь – не метафора), так и фигурально.
Артисты ведут себя напористо и звучно, а чтобы происходящее не теряло правдоподобия, добавляют игрового азарта, который обосновывает и сбивчивую патетику, и яркую подачу. Авторское предисловие они зачитывают, едва появившись на сцене, и с явным удовольствием обращаются к залу. Антуража ради переходят на немецкий и превращают коварный обман родителя в маскарад, главным движком которого становится запал амбиций Германа (Иван Сапфиров, также играющий Шварца). По счастливому совпадению – неудавшегося актера.
Столкновения со стражниками и солдатами по энергетике напоминают мальчишеские побоища, и даже ватные тела «убитых» призваны напомнить о том, что все это не по-настоящему. Но противовес жестоким розыгрышам – очень даже реальные последствия опрометчивых поступков. Не все обиды здесь высказаны вслух, зато каждая выразительно отражена: на одного человека, не желающего мстить, приходится ядовитая зависть двоих.
Более привычными для восприятия оказываются психологически достоверные эпизоды, в которых артистам удается продемонстрировать профессиональные высоты. Ярче всех оказывается Роллер в исполнении Ивана Выборнова (также появляется в роли Косинского). Его характерная нервная трагика на этот раз оттенена брутальностью, но и в ней со временем образуется брешь.
Мужество и мужественность изничтожают его же собственные преступления, не только жестокие, но и абсолютно бессмысленные. Их отголоски судорогами проскальзывают в сны, бьют по самым уязвимым местам, но реакция на них все равно напоминает ужас отрезвления, а не искреннее раскаяние.
Роллера бранят, но вынужденно: все чувствуют то же самое и подбадривают друг друга, понимая, что пути назад нет. Единственное, на что можно положиться – на узы братства, заменившего семью, где предательство становится единственным смертным – во всех смыслах этого слова – грехом.
ПТСР впору заработать и зрителю – выстрелы в «Разбойниках» звучат часто, взращивая густое, ощутимое напряжение, которое с трудом рассеивается. Время течет линейно, но скачкообразно: особенно трагическая минута может длиться куда дольше, а пара мгновений знаменовать собой несколько дней.
Кроме того, это тот самый случай, когда театр действительно вторгается в жизнь, причем, в жизнь нынешнюю: запыхавшийся Герман незамысловато просит «бухнуть», прибывший на переговоры священник смущенно говорит о горячо необходимом «кейсе», а альтер-эго Карла внезапно обзаводится балканскими корнями и славянским именем.
Костюмы разбойников (также – Илья Никулин и Никита Языков), в деталях которых все эпохи словно смешиваются и обезличиваются, напоминают одежду скорее современных наемников: черные рубашки и водолазки органично смотрятся с кожаными фартуками и бесчисленными портупеями.
Сценография тоже подчеркивает вневременность и универсальность пространства: увесистые блоки с мраморными прожилками способны обернуться чем и когда угодно.
До масштаба подлинной трагедии «Разбойников» возводит целый ряд факторов. В первую очередь это, конечно, непростительное стремление занять место бога, которому подчинены оба брата. Но если старший встает на кривую дорожку практически по роковой случайности, быстро превращаясь из жертвы обстоятельств в агрессора, то младший осознанно и целеустремленно идет по пути искушения, никуда не сворачивая. И в итоге оказывается там, где хотел, – в точке тотального безверия.
Помимо множества безвестных загубленных душ, над обоими фон Морами возвышаются две конкретные фигуры – строгий родитель и невозможная любовь, неспособные принести счастье обоим. Это интересная параллель: безусловное покровительство отца (Андрей Гусев) ожесточает сердце Франца не меньше, чем решительный отказ Амалии (Кира Насонова). А для Карла одинаково невыносимыми становятся проклятие старого графа и прощение любимой невесты. Надежда для него оказывается мучительнее отвержения, и сцену трагической – и финальной – разлуки влюбленных режиссер Евгений Закиров невероятным образом делает еще более интимной, чем в оригинале.
Амалия при этом – единственная девушка среди почти десятка мужчин, посвятивших жизнь насилию и утонувших в нем, и ее духовная чистота оборачивается самыми разными гранями – нежностью, пылкостью, болезненным отстранением. Она не отказывается от собственной силы, но покорно принимает судьбу – правда, только из уст (и рук) того, кому остается верна и сердцем, и душой. И это добровольное хождение по мукам впечатляет куда сильнее пиротехнических залпов. Как и всегда, сила человеческого духа оказывается выше всего остального.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…