Театр

Расстрел в VR-формате

«Я убил царя» — спектакль-эксперимент, каких на российском театральном пространстве еще не было. Сложнейшее мультимедийное представление, смотреть которое зрители будут не в привычном театральном зале, а в подвале Нового сценического пространства Театра наций. И подвал этот как нельзя лучше подходит для событий, о которых пойдет речь в представлении — последние месяцы жизни и расстрел царской семьи в июле 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.

Рассевшись на вращающихся стульях вокруг размещенной в центре конструкции, зрители предварительно надевают очки-шлемы VR – и погружаются в иную во всех смыслах реальность. Ощущение, надо признаться, жутковатое. Освоив сенсорную панель на шлеме, каждый может выбрать свое развитие событий, нажав на одну из проплывающих перед ним фотографий. При этом ощущая себя в некоем бездонном колодце, глядя в который на память приходят строки Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…». Здесь эта бездна перед тобой, а по сторонам этого тоннеля-колодца все плывут и плывут фотографии людей, давно канувших в лету.

Вот юный цесаревич Алексей Николаевич, следом его сестры, императрица и сам Николай II. Вот они разыгрывают чеховскую пьесу «Медведь», словно и не под арестом вовсе, а в одном из своих дворцов. Рядом — их палачи, начиная с Якова Свердлова, которого принято считать главным организатором убийства царской семьи. И тут же непосредственные исполнители, НКВДэшники и рядовые красноармейцы, в прошлом обычные рабочие и крестьяне. За полтора часа, которые отводятся зрителям на погружение, можно проследить практически всю историю ссылки и расстрела царской семьи. И выслушать исповеди тех, чьими руками это было сделано. Сама структура спектакля выстроена по хронологии, начиная с первого дневника Николая II в Тобольске. Сильнейшие эмоции вызывает эта история, и не в последнюю очередь именно благодаря выбранному формату.

Режиссером проекта выступил Михаил Патласов, дважды лауреат главной театральной премии страны за свои постановки в жанре театральной документалистики. Именно в этом жанре он вместе с творческой группой поставил сложнейший по технологии спектакль «Я убил царя». Здесь документы и фотографии той поры, выдержки из дневников и записей членов царской семьи, а также подтвержденные документально рассказы участников расстрела перемежаются с собственно спектаклем, записанным на видео.

Евгений Миронов предстает в роли Николая Александровича Романова, императрицу Александру Федоровну играет актриса Александринского театра Ольга Белинская, а роль цесаревича Алексея исполнил 13-летний актер Иван Щенин. Всего в спектакле задействованы 35 актеров. Был специальный кастинг с участием нескольких сотен человек — и все для того, чтобы найти артистов с максимальным сходством с реальными участниками тех событий.

По словам режиссера, во время работы над спектаклем, которая длилась два года, было изучено множество архивных документов и личных дневников. Среди шокирующих открытий — письменные признания, в которых убийцы хвалились, что именно они всадили пулю в юного цесаревича и его сестер. Отсюда и название спектакля: «Они этим гордились, и было интересно узнать, чем они оправдывают свои действия, – рассказывает Михаил Патласов. – А ведь это были не изверги, не палачи, а обычные люди. Мы нашли больше двадцати документов, подтверждающих последовательность расстрела. Цесаревич погиб одним из последних».

Может быть, со временем наши потомки будут смотреть театральные постановки исключительно в VR-формате, но пока это нечто совершенно необычное. По признанию художественного руководителя Театра Наций, одной из причин выбора такого формата стала экономия. Поскольку в таком виде постановка мобильна, ее можно показывать в разных городах по всей стране . «Очень важно, чтобы спектакль посмотрели молодые люди, — считает Евгений Миронов. — Ведь сегодня новое поколение уже не знает историю. В нашей стране не было покаяния, мы лихо его перешагнули. Мы не покаялись в самом страшном преступлении ХХ века — расстреле царской семьи. Как можно забыть про это?». После премьерных показов в Москве  спектакль отправится сначала в Екатеринбург, потом в Тобольск.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад