Король вечеринок, темпераментный пекарь, певец ритм-энд-блюза и страдающий ветеран.
27 июня исполняется 25 лет с того славного дня, когда знаменитый боевик «Без лица» с Николасом Кейджем вихрем налетел на широкий прокат. С тех пор актер успел угробить карьеру, превратиться в мем и отпугнуть даже самых преданных фанатов – бесконечная череда третьесортных боевиков кого хочешь выбьет из колеи.
Но затем он восстановил репутацию целой серией отличных ролей и вернул статус культового артиста, способного придать любому фильму уникальный колорит. Логичным завершением этого камбэка стала трагикомедия «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где Ник сыграл альтернативную версию самого себя. Ну а мы решили перенестись в 1980-е и напомнить вам о блестящих ролях молодого дерзкого Кейджа, которые, собственно, и сделали его звездой.
«Девушка из долины» (1983)
В режиссерском дебюте Марты Кулидж Николас Кейдж появляется на экране эффектно: вбегает в кадр в одних плавках, вызвав бурные восторги загорающих на пляже девиц. Затем забредает на вечеринку, явно чувствуя себя слишком крутым для нее. Там и происходит его судьбоносная встреча с Джули, после чего между ними закручивается типичный подростковый роман с ночными прогулками, неловким знакомством с родителями, вынужденным расставанием и счастливым воссоединением в финале.
Кейдж рос на фильмах с Джеймсом Дином, и в «Девушке из долины» он тоже создал вполне диновский образ. Его Рэнди не хулиган, но бунтарь. Не маргинал, но одиночка. Романтический персонаж, в общем. Из тех, что в разгар тусовки шепчут красотке на ушко «давай уйдем отсюда», и та сразу тает. Здесь Ник впервые исполнил главную роль – конечно, в фирменной эксцентричной манере. Он визгливо хохочет, эмоционально сердится, смешно изображает пьяного и в целом воплощает тот самый дух неукротимой свободы, который вскоре прославит его в «Диких сердцем». До легендарной куртки из змеиной кожи Кейдж еще не дорос, поэтому довольствуется заурядными рубашками и жилетками.
«Птаха» (1984)
Лучшая лента великого британца Алана Паркера (который снял, на секундочку, «Полуночный экспресс», «Стену» и «Сердце ангела»). Понятно, что каждый компонент картины по-своему влияет на ее гениальность. И неземная музыка Питера Гэбриела, и чуткая операторская работа Майкла Серезина с волшебными танцами света и тени, и выдающаяся литературная основа – роман Уильяма Уортона. Но все это могло бы запросто оказаться лишь эстетическим упражнением в прекрасном, если бы не потрясающий дуэт Николаса Кейджа и Мэттью Модайна, с беспощадной честностью разыгравших историю беззаветной дружбы двух тинейджеров. Которых затем жестоко искалечила война.
Робкий Птаха (Модайн) подражал птицам и мечтал научиться летать. Но по возвращении из Вьетнама он замкнулся в себе, и теперь былому смутьяну Элу (Кейдж) предстоит вытащить товарища из плена психологической травмы. Фильм выстроен на постоянной перекличке прошлого и настоящего. В одних эпизодах Николас с привычной удалью гоняется за юбками и щеголяет в экстравагантном костюме из голубиных перьев, а в других печально курит под дождем и надрывно кричит от бессилия. Один из лучших перфомансов за всю карьеру Кейджа, для которого он еще и решился на немалые жертвы.
«Я был в ужасе от роли Эла, – вспоминал актер. – Она отличалась от всего, чем я занимался раньше. И я не понимал, как добиться эмоций, которых она от меня требовала».
Поэтому Кейдж без лишних раздумий вырвал два зуба и сбросил почти 7 кг – он хотел выглядеть так, «будто в него попала бомба». Физическое преображение дало ему необходимое ощущение страшной потери, а роль Эла он назвал той, что выпадают на долю артиста раз в жизни. Все, в общем, было не зря.
«Наперегонки с луной» (1984)
Свежее, как морской бриз, драмеди о молодых калифорнийцах, которые идут по жизни летящей походкой. Одного из них играет Николас Кейдж, другого – Шон Пенн, и благодаря их восхитительному экранному бромансу лента Ричарда Бенджамина опьяняет не хуже запаха цветущей сирени. На дворе 1942 год. Оба балагура понимают, что безмятежные деньки вскоре канут в лету: ведь им предстоит отправиться на фронт. И не факт, что удастся вернуться в целости и сохранности. Поэтому за оставшиеся 6 недель они хотят как следует оттянуться, познав все прелести юношеской любви и мальчишеской дружбы.
В карьере каждого большого артиста должна быть подобная роль – парня из соседнего двора, с которым можно и пропустить стаканчик в баре, и поболтать по душам, и смертельно поссориться, чтобы затем помириться и вместе помчаться на поиски приключений. Именно таким героем оказался кейджевский Никки, который не всегда поступает правильно, а с девушками вообще обращается как последний кретин. Но все люди временами совершают ошибки, и это смятение Кейдж мастерски передает одним движением бровей. Человечность – похвальное качество. И Николас до сих пор сохранил ее на экране, сколько бы раз его ни списывали в утиль завистники и клеветники.
«Пегги Сью вышла замуж» (1986)
Николас Коппола, племянник великого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, поначалу пытался пробить дорогу в кино с его помощью. Но потом одумался и даже сменил фамилию на Кейджа, в честь персонажа комиксов Marvel Люка Кейджа и композитора Джона Кейджа, чтобы никто не посмел назвать его блатным. Однако в дядиных фильмах он все же периодически появлялся, пусть и в небольших ролях: в «Бойцовой рыбке», например, и в «Клубе «Коттон».
К концу 1980-х Коппола стал живым классиком с «Апокалипсисом сегодня», двумя «Крестными отцами» и пятью «Оскарами» за плечами. Да и Ник мощным перфомансом в «Птахе» подтвердил свою состоятельность в качестве серьезного актера. И в 1986-м он, наконец, получил главную мужскую роль в очередной ленте прославленного дядюшки, комедийной мелодраме «Пегги Сью вышла замуж», где героиня Кэтлин Тернер упала в обморок на встрече выпускников и перенеслась во времени в 1960-й. Когда трава была зеленее, музыка – веселее, а Чокнутый Чарли (Кейдж), ее будущий муж, еще пылал к ней страстной любовью.
Днем парень работает в магазине винила и со знанием дела впаривает клиентам пластинки. А по вечерам облачается в блестящий пиджак и поет ритм-энд-блюз в бойз-бэнде, бок о бок с кривлякой Джимом Керри. Кейдж здесь удачно совмещает лихое озорство школьного заводилы, романтическую пылкость героя-любовника классического Голливуда с непременными поцелуями под дождем и манеры приличного мальчика из хорошей семьи. Который по щелчку пальцев меняет броский эстрадный наряд на очки ботаника и выгуливает на идеально подстриженной лужайке собаку. Когда-то у него был пес по кличке Элвис. Но потом Элвис умер, и ему на смену пришел Аякс. Вот так.
«Во власти луны» (1987)
В 1987-м вышло две заметных картины с участием Николаса Кейджа. И если вторая полнометражка братьев Коэн «Воспитание Аризоны» по-прежнему весьма популярна в кругу любителей кино, то про мелодраму Нормана Джуисона «Во власти луны» многие могли и забыть. Хотя она-то и ознаменовала окончательное закрепление Кейджа в голливудской элите: он впервые номинировался на «Золотой Глобус», проиграв Робину Уильямсу из хита Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам», а знаменитый критик Роджер Эберт вообще счел его достойным «Оскара». И действительно, Ник чудо как хорош в роли темпераментного итальянца Ронни Каммарери, который влюбляется в невесту своего брата (обворожительная Шер).
Взъерошенный пекарь в заляпанной майке-алкоголичке поистине неотразим. В своем грязном полутемном цеху, куда редко заглядывают дамы из высшего общества, он царит подобно Пеле на футбольном поле. Могуч, раскован, горяч! Хотя своей жизнью он не очень доволен. Из-за брата он когда-то получил тяжелую травму, расстался с девушкой, а дальше все мало-помалу покатилось по наклонной. Что, правда, ничуть не мешает Ронни благодаря новой знакомой вновь ощутить на губах сладкий вкус простых жизненных радостей. Его животная энергетика и неукротимый нрав напоминают Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желание» в бессмертном исполнении Марлона Брандо. Только Ронни, в отличие от него, смог вовремя выбрать светлую сторону силы.
Комментарии