«Кино должно быть неудобным – как камешек в ботинке», – уверен Ларс фон Триер, обладатель более 100 наград и номинаций на кинофестивалях по всему миру. В их числе – «Золотая пальмовая ветвь» за «Танцующую в темноте» и Гран-при за «Рассекая волны» в Каннах. В честь его юбилея рассказываем о его детстве, юности, работе в кино и эксцентричности.
Настоящее имя режиссера – Ларс Триер. Аристократическую частицу к фамилии он добавил еще в юности по образцу «Герцога» Дюка Эллингтона и «Графа» Каунта Бэйси. Хотел выделяться, видимо. Или в дань уважения к Эрику фон Штрогейму, режиссеру и актеру датского происхождения, или австрийскому Йозефу фон Штернбергу. Кстати, многие преподаватели в его киношколе считали юного Ларса эгоистом без таланта, который ничего не добьется.
Ларс родился в семье убежденных коммунистов. Будучи подростком, он протестовал против атеизма родителей, практикуя унаследованный от отца иудаизм, но позже выяснил, что его биологическим отцом был немец (об этом чуть позже). Пройдя через увлечения католичеством, протестантизмом и даже (ненадолго) православием, в конечном счете фон Триер пришел к атеизму. Точно так же будущий режиссер не сразу выбрал кино, попробовав себя в писательстве (его кумиром был маркиз де Сад), музыке (подражал Дэвиду Боуи) и актерстве.
Его родители любили нудистские пляжи, и юный Ларс был приучен к ним с детства. Возможно, поэтому (или нет) на его кинокомпании Zentropa выпускаются и порнофильмы для женщин. Среди успешных лент в этом жанре можно выделить «Розовую тюрьму», HotMen CoolBoyz, «Все об Анне» и «Констанция».
Воспитание
Ингер Триер, мама Ларса, разделяла идеи «свободного воспитания». В результате, с одной стороны, сын рано научился ответственности и самостоятельности, с другой – бросил среднюю школу, не сумев вписаться в ее жесткие рамки. По словам Триера, его родителей не волновало, ходит ли он в школу или пьет алкоголь с друзьями.
Сексуальный мотив в фильмах фон Триера всегда балансирует от легких намеков до порно, включая сцену оргии в «Идиотах» и откровенные сцены «Антихриста» и «Нимфоманки». Секс у фон Триера почти всегда связан с насилием, унижением, вызовом обществу. Женщина отдается мужчине, только если она его презирает. Практически никогда секс не имеет отношения к любви, а если все же иногда он находит место на экране, то только для того, чтобы быть предвестником грандиозной катастрофы в жизни любовников.
«Единственно честным и чистым кино я считаю порнографию. А себя – гением режиссуры».
Ларс фон Триер считает, что в этом мире практически невозможно жить так, чтобы не причинять кому-то боль.
«Я стараюсь не причинять боль никому, кроме рыб. Конечно, мне жаль и рыб, но я также думаю о том, что, выуживая одну старую рыбу, я освобождаю место для другой, юной и счастливой. Или та рыба, которую я только что поймал, уже несколько месяцев была в депрессии и хотела покончить с собой, но не знала как», – возможно (или нет), шутил фон Триер в одном из интервью.
Своим манифестом «Догма 95» фон Триер объявил войну современному западному кинематографу. В документе, подписанном им, Сереном Крег-Якобсеном, Томасом Винтербергом и Кристианом Леврингом, предложено «оживить» кино за счет отказа от ряда технических приемов съемки. В числе требований к режиссерам «Догмы» входили: отказ от штатива для камеры, искусственных источников освещения, декораций (фильмы должны снимать только в настоящих помещениях или на природе) и реквизита, закадровой музыки, нельзя снимать костюмное кино или такое, где происходят невозможные без обмана действия (убийства, нанесение увечий). Также фильм не должен иметь жанровой принадлежности. Его следует снимать на цветную пленку 35 мм и ни в коем случае не указывать свое имя в титрах.
Всего в рамках манифеста было снято более 100 фильмов. Многие из них получили мировое признание, в том числе в виде призов главных международных кинофестивалей мира. И что самое интересное? Сам фон Триер не снял ни одного фильма, который бы полностью удовлетворял заявленным им же требованиям. В его самой «догматичной» работе «Идиоты» имя режиссера не просто указано, а вынесено в название фильма: «Идиоты» Ларса фон Триера».
Ларс много лет был убежден, что у него рак. Давно страдает депрессией – в 2007 году он обещал, что из-за этого больше не будет снимать кино, хотя с тех пор он, конечно же, поставил множество картин. Он также много раз называл себя сумасшедшим. Его проблемы с психикой, возможно, начались еще в детстве – уже тогда Триер находился под наблюдением психиатра. Хотя многие его фанаты и кинокритики считают, что у Ларса просто странное чувство юмора.
Действие фильма «Танцующая в темноте» происходит в США, но его снимали в Дании из-за фобии Ларса фон Триера летать на самолетах. Он, кстати, из-за этого очень редко бывает в Америке. К тому же Триер считает, что «власти США состоят из внешне благопристойных ханжей, которые только при ближайшем знакомстве обнажают свою нетерпимость, жестокость, лживость, похотливость и все остальные хрестоматийные пороки».
Фон Триер известен скандальными случаями в работе с актерами. Наиболее известный из них произошел на съемках «Идиотов», когда режиссер потребовал устроить настоящую оргию. Увидев, что актеры стесняются, фон Триер сам разделся и снимал сцену голым, чтобы его артисты раскрепостились. Этот момент запечатлен в фильме «Униженные» о съемках «Идиотов». Актерам такое решение фон Триера не помогло, и разъяренный режиссер выписал на съемки дублеров из порноиндустрии.
Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на Сесилии Хольбек, режиссере детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась. В 1997-м фон Триер женился на Бенте Фреге, которая в том же году родила ему близнецов Людвига и Беньямина.
«Детей у меня четверо, и я разрешу им смотреть мои фильмы, когда им исполнится 50», — рассказывал Триер в одном из интервью.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…