Пересматриваем один из ярчайших блокбастеров 1990-х и вдохновляемся образами Жан-Поля Готье.
7 мая 1997-го гости Каннского кинофестиваля впервые увидели «Пятый элемент» – новый фильм Люка Бессона, который он мечтал снять долгие годы. Так сильно мечтал, что сначала создал драму «Леон» (1994), дабы заработать на свой фантастический блокбастер. «Леон» в итоге занял собственную нишу в истории кинематографа, а также проложил «Пятому элементу» путь прямиком к звездам. Хотя историю-то, пожалуй, все уже знают. Поэтому сегодня мы вспоминаем костюмы Жан-Поля Готье, разработанные специально для фильма, и вдохновляемся на создание образа для вечеринки.
Жан-Поль Готье
«Я хотел лучшего, и это был Жан-Поль», – Люк Бессон.
Что ж, неудивительно: Готье, он же enfant terrible мира моды, уже обзавелся громким именем к моменту, когда Бессон взялся за фильм. Но и сам Жан-Поль вдохновился предыдущими проектами Люка – «Подземкой» (1985) и «Голубой бездной» (1988), а потому сотрудничество двух мастеров было вопросом времени. Но если история Бессона, равно как и «Пятого элемента», многим известна, то влияние Готье на шедевр и поп-культуру в целом очевидно не для всех.
В 24 года Жан-Поль запустил свой именной бренд и показал первую коллекцию Jean Paul Gaultier. В 32 представил на подиуме платья с конусообразными чашечками. В 38 одел Мадонну для ее тура Blond Ambition World Tour, а к 50 стал креативным директором Hermès. Помимо Мадонны, Жан-Поль работал с Бейонсе, Рианной, Мэрилином Мэнсоном и даже Бьорк. При этом вдохновение мастер черпал буквально во всем – от тельняшек до мусора.
24 апреля 2022 года маэстро исполнилось 70. В 2019-м он выпустил собственный мюзикл Fashion Freak Show. А в 2020-м навсегда покинул подиум, посчитав затраты на высокую моду нецелесообразными… Но мир моды он не покинет никогда.
«Слишком много одежды убивает моду», – пояснил он свой уход в интервью Business of Fashion.
Жан-Поль любит кино, и оно отвечает ему взаимностью. Дизайнер не только создавал костюмы для легендарных фильмов «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) Гринуэя и «Кика» (1993) Альмодовара, но и сам появлялся на экране. Более того, в 2012 году Готье включили в состав жюри Каннского фестиваля, что стало очередным признанием его вклада в кинематограф.
Цифры
В XXIII веке разворачиваются события картины.
400 страниц было в первом варианте сценария Бессона.
С 15 лет Люк лелеял идею снять «Пятый элемент».
В 1992 году Принс отказался от предложения Готье сыграть в фильме Бессона (об этом позже).
$100 млн – бюджет «Пятого элемента», в который никто не хотел вкладываться.
$90 млн выделили на производство: на тот момент это был самый дорогой фильм в истории европейского кино.
300 претенденток на роль Лилу отсмотрел Люк Бессон. Среди них была Элизабет Беркли, но подмоченная фильмом «Шоугерлз» (1995) репутация помешала актрисе получить роль. В итоге Бессон склонился к кандидатуре Джулии Робертс, но сыграла Лилу Милла Йовович.
400 слов и фраз «божественного языка» придумали Бессон и Йовович для Лилу.
540 техников участвовали в работе над фильмом.
$5000 стоил один пиджак Gaultier на момент начала съемок.
5000 эскизов с костюмами было подготовлено.
900 костюмов в итоге было сшито – буквально для каждого актера, который хоть на секунду появлялся в кадре.
Более $263 млн заработал «Пятый элемент» в мировом прокате.
Руби Род
Первым, кому предложили роль, был певец Принс: Бессон видел его в образе эпатажного ведущего Руби Рода. В 1992 году музыкант приехал в Париж с туром, но вместо того, чтобы лично побеседовать с поп-иконой, Люк отправил на встречу Готье. Не учитывая, что тот вообще не говорил по-английски. Принса не убедил ни Жан-Поль, ни стопка его потрясающих эскизов.
«Я показал ему свои рисунки, но он не сказал ни слова. У меня была идея для действительно забавного костюма с сеткой, через которую проходили бы длинные волосы, и я сделал две версии – спереди и сзади, – рассказывал впоследствии Готье. – Так что когда я объяснял Принсу на смеси ломаного английского и французского, это звучало как «там будет много воздуха, очень-очень много воздуха, спина сделана из атласа и сзади будет очень большой искусственный зад».
Произнеся слова «искусственный зад», что на французском звучит как faux cul, а для англоговорящего Принса – как fuck you, Готье еще и шлепнул себя по ягодице. После этого певец позвал охрану и ретировался. В итоге роль Руби исполнил Крис Такер, и уж его-то не смутил ни один из нарядов, предложенных дизайнером. На самом деле он был просто в восторге. И образ героя в обтягивающих комбинезонах без выпирающей маскулинности на много лет опередил свое время.
Но вернемся в наши дни: леопардовый принт, да и вообще любой анималистичный принт – от зебры до тигра, – действительно яркое решение для любого сезона. Конечно, обращаться с ним стоит аккуратно: идеально, если принт «оживит» аксессуары или головные уборы. Однако если вы планируете вечеринку, леопардовый принт нестандартного цвета – лучший способ обратить на себя внимание.
Если же вы предпочитаете монохром, стоит присмотреться к форме, а не к цвету: облегающие комбинезоны, которые могут заменить вторую кожу, а порой и вечернее платье, подчеркивают фигуру и экономят время на сборы. Комбинезон можно использовать в качестве базы: стоит дополнить его простой рубашкой или платьем с рюшами – и яркий образ на все случаи жизни готов.
Лилу
Создавая легендарный костюм Лилу из белых полос ткани, Готье вдохновлялся картиной «Сломанная колонна» (1944) Фриды Кало. На самом деле творчество художницы вдохновило дизайнера не на одну вещь, а на полноценную коллекцию: в 1998 году он представил весенне-летнюю капсулу из 19 платьев, вдохновленных Мексикой в целом и Фридой в частности. Готье такой не один: работы Кало повлияли на многих дизайнеров 1980–1990-х – от Александра МакКуина до Карла Лагерфельда.
Кстати, Лилу до начала съемок никому не показывали, так что ее первое появление на площадке в костюме, придуманном Готье, повергло съемочную группу в шок.
«Все видели меня впервые. Так что наступила тишина, и это было действительно странно: когда 200 людей вокруг просто смотрят на тебя и молчат», – рассказывала Йовович про свой первый съемочный день.
Прическа Лилу – отдельная история: сейчас ее рыжие локоны кажутся классикой, хотя в свое время совершили революцию.
«Это была идея Люка сделать Миллу рыжеволосой, не моя, – поделился как-то Готье. – Кстати, костюм Лилу был создан практически в последний момент. Забавно, что именно его все запомнили».
Как бы то ни было, эти белые полоски мгновенно стали культовыми, а образ воскресшей спасительницы мира уже никак не связывают с болезненной картиной Фриды. Этот «голый костюм» обрел собственную жизнь: его регулярно используют для костюмированных вечеринок. Да и поразительные оранжевые подтяжки с белым кроп-топом в рубчик и золотыми легинсами достойны подражания.
Круг замкнулся, когда в 1998-м Александр МакКуин представил коллекцию-кроссовер, объединяющую игривые образы «Пятого элемента» и научно-фантастический нуар «Бегущий по лезвию» (1982). Также фильмом в разное время вдохновлялись бренды DKNY, Moschino, Jeremy Scott и Pam Hogg.
Оба костюма Лилу как нельзя лучше иллюстрируют модный тренд нового сезона. Разрезы – отличный вариант и для летней одежды, и для мероприятия. Это прекрасный способ раздеться, не раздеваясь, что вполне успешно продемонстрировали Сиенна Миллер и Зои Кравиц на вечеринке после вручения «Оскара-2022». Далеко ходить не надо: в коллекциях весна-лето – 2022 дизайнеры Burberry, Valentino, Ottolinger, Balmain и Stella McCartney демонстрируют разного рода вырезы на любой вкус – от аккуратных овальных до широких треугольных. Открыты спины, талии, бока и даже тазобедренные суставы. И это уже не намек, а громогласное заявление: лето близко!
Второй тренд – почти кислотный оранжевый: цвет волос и подтяжки Лилу повторить будет сложно, зато разнообразные аксессуары, обувь и даже тренч найдутся без проблем. И наверняка впишутся в любой гардероб, как, впрочем, и белая микрофутболка или дискошик в виде золотых легинсов.
И другие
Если вариант Лилу для вас слишком откровенный, стоит присмотреться к костюмам стюардесс: яркий цвет, вырез на груди вместо декольте и чашечки своеобразной формы. И конечно, мини, которое, кажется, с тех же 1990-х и ждет своего часа. Если говорить про тренды, то снова 100% попадание.
Потому что последствия ковидного периода постепенно уходят в прошлое, а комфорт перестает играть главную роль – на смену мягким силуэтам и удобной трикотажной одежде приходят корсеты, мини, разрезы и вырезы, умопомрачительные цвета и все, что может привлечь внимание и поднять настроение. Сидеть дома необязательно и больше не хочется, а значит, пора устраивать вечеринки, много гулять и выражать самоощущение через яркую и смелую одежду.
Подражать злодею можно, если это стильный злодей. Как правило, фанаты фильма повторяют костюм Зорга с классическим жилетом и рубашкой из переливающейся ткани. Но если речь не о вечеринке, от подобного «перламутрового» варианта лучше отказаться. Тем более что Зорг – эдакий «комичный негодяй с изюминкой». Вместо прямого цитирования стоит научиться у него сочетать несочетаемое: неоновый и черный цвета, классику и футуризм и так далее. Или, напротив, отказаться от классики, отыскать яркий бомбер из термохромной ткани и менять цвет по настроению, как хамелеон.
Каноничного антагониста сыграл Гари Олдман – во второй раз после «Леона», где, однако, был принципиально иной стиль. И кто бы мог подумать, что актер не любит «Пятый элемент»! Оказалось, его роль – лишь одолжение приятелю.
«Я снимал кино [Не глотать, 1997], Люк Бессон был одним из продюсеров и с самого начала помогал мне с поиском финансирования… Он позвонил, сказал: «Ты нужен мне в фильме». Я не читал сценарий. Это была услуга» – так прокомментировал свою роль Олдман.
Комментарии