Молодой Хидэо Кодзима, до того как связать свою жизнь с видеоиграми, мечтал снимать кино: по собственному признанию, он «на 70 процентов состоит из любимых фильмов». Это оставило отпечаток на всем его творчестве, и едва появилась возможность заняться режиссурой в рамках игр, Хидэо тут же с радостью за это взялся. Сейчас он и вовсе мечтает окончательно размыть границы между кинематографом и видеоиграми: еще в 2008 году в четвертой части серии Metal Gear Solid Кодзима поставил финал с роликом общей длительностью в 71 минуту. Останавливаться на этом геймдизайнер отнюдь не собирался.
Death Stranding, новейший проект Кодзимы стал самым кинематографичным его проектом на сегодняшний день. Образы многих известных актеров (и режиссеров!) оцифровали, а по всей игре расставили невероятно длинные сюжетные ролики (финальный, к примеру, с короткими перерывами на геймплей, идет больше двух часов).
Прежде чем перейти к разбору кинематографических элементов, стоит остановиться на сюжете. В результате глобального катаклизма большая часть Земли уничтожена. Граница между мирами живых и мертвых истончилась, наружу лезут Твари — призрачные существа, способные поглотить любого. Словно этого мало, с неба периодически идет темпоральный дождь, отличающийся от обычного тем, что сильно ускоряет время и состаривает что угодно — в том числе и живую плоть. В таких условиях люди заперлись в подземных городах и все реже выходят наружу, полагаясь на помощь курьеров — бесстрашных одиночек, таскающих грузы из точки a в точку b. Сэм Портер Бриджес (Норман Ридус), чью роль на себя и примеряет игрок, как раз из таких: он избегает физических контактов с другими и ценит одиночество — курьерская работа в разрушенном мире ему сильно в этом помогает.
Отправной точкой в путешествии на Запад для Сэма становится смерть приемной матери и поиски сестры Амелии (обеих сыграла Линдсей Вагнер). Дело в том, что мать Сэма — президент Америки, а сестра должна подменить почившую на официальном посту. А так как курьер испытывает привязанность только к Амелии, он вынужденно соглашается на непростое задание — «сделать Америку снова единой», объединив разобщенные города в сеть и государство под непривычным названием Соединенные Города Америки, а попутно понять причины конца света, разобраться с террористами и обзавестись немалым количеством союзников.
Death Stranding сходу закидывает тонной информации неподготовленного игрока, толком не давая возможности вздохнуть: за первые пару часов Сэм столкнется с темпоральным дождем и концепцией берега (что-то вроде персонального чистилища, перевалочный пункт между жизнью и смертью), впервые увидит Тварей и получит собственного «ББ» (bridge baby) — младенца в переносной колбе, который, соединяясь искусственной пуповиной с носителем, позволяет видеть монстров. ББ при этом считается прибором, а не живым существом. Да, не все 50 часов игры поток информации будет столь же мощным, но новых концепций тут в достатке — от псевдонаучных до религиозных.
Главное отличие от фильмов, конечно же, кроется в наличии геймплея, без которого вовлечение в историю вряд ли бы сработало. Сэм — курьер, и вся монотонность работы, занимающая львиную долю его жизни, скорее всего осталась бы за кадром: не очень-то интересно наблюдать за тем, как одинокий мужчина тащит на себе кучу коробок. А вот нести посылки самостоятельно — на удивление увлекательное занятие. Помогает проработка деталей: при ходьбе приходится учитывать вес и центр тяжести, а также правильно строить маршрут через враждебную территорию, где мешают не только монстры и безумцы, но и сам ландшафт.
Именно эти тихие (или не очень) моменты вынужденного одиночества еще сильнее подчеркивают кинематографичные вставки, в которых раскрывается сюжет. Редкие взаимодействия с людьми воспринимаются ярче, и даже их непомерно длинные монологи кажутся здесь вполне уместными.
Death Stranding старательно запутывает обилием терминов и концепций, но при этом не чурается объяснений: практически каждая деталь пазла, который поначалу кажется нерешаемым, в итоге найдет свое место в общей картинке.
За визуальной составляющей и множеством терминов при этом кроется не самая сложная мысль, выведенная еще во вступлении цитатой из Кобо Абэ:
«Веревка и палка — два самых древних орудия труда человека. Палкой можно отгонять плохое, а веревкой — притягивать хорошее».
Да и сам Хидэо регулярно подчеркивал, что игра — именно о веревках, а не о палках. Сэм, будучи не очень-то привязанным к миру человеком, вынужден спасать мир, создавая связи между людьми, буквально связывая их воедино — не веревкой, конечно, но единая сеть достаточно близка к ней по смыслу. И это выражено во всем, начиная от конечной цели (объединение Америки) и заканчивая необычным сетевым взаимодействием: напрямую увидеть никого нельзя, но можно оставить что-то полезное для других игроков. Даже когда Сэм обзаводится оружием, по-настоящему навредить кому-то без последствий попросту нельзя. Людей проще «вырубать», а для убийства Тварей приходится делать бомбочки и патроны с собственной кровью: слишком разгонишься — можешь и сам умереть. Все связано.
Если же пытаться проанализировать Death Stranding с точки зрения кино, результат выходит неоднозначный. С одной стороны, игра слишком много времени тратит на проговаривание своих не самых сложных идей, с другой — кастинг актеров, их игра и общая визуальная составляющая действительно завораживают. Хидэо удалось создать странный мир, действующий по своим собственным правилам, и населить его героями, в которых хочется верить — даром, что фантэлементы вызывают немало вопросов. В отличие от «твердой» научной фантастики, здесь слишком многое приходится принимать на веру — от причин катастрофы и до «консервированных» младенцев.
Связи налаживать непросто, хоть и необходимо. И если для этого нужно пройти пешком из одного края страны в другой и сносить десяток пар обуви — что ж, не так уж и велика цена за всеобщее счастье.
Death Stranding доступна на PlayStation 4.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…