Кино

«Воспоминания»: Пусть бегут неуклюже детективы по лужам

В недалеком будущем все плохо. Океаны вышли из берегов, всюду потопы и социальное напряжение. Между тем, ветеран Третьей мировой, потрепанный, но статный мужчина, держится, так сказать, на плаву благодаря собственному маленькому бизнесу. К нему приходят разные люди, он их кладет в ванночку, присоединяет им к голове электроды, произносит монотонным голосом, точно Кашпировский, гипнотизирующую речь, и они заново переживают тот или иной момент из прошлого. Который одновременно транслируется на голографический экран.

В основном таким образом граждане бегут от суровой действительности. Иногда услугами предпринимателя пользуются сотрудники прокуратуры, так как изначально технология была создана для проведения допросов. А однажды заявляется на прием импозантная барышня. С невинной просьбой: ключи, говорит, забыла, куда положила. Он в нее, разумеется, тут же влюбляется, она в него вроде бы тоже, и все у них идет к совместному счастью, как вдруг она бесследно пропадает.

Лиза Джой, супруга Джонатана Нолана, курирующая вместе с ним сериал HBO «Мир Дикого Запада», в своем первом фильме «Воспоминания» последовала совету из рекламы 1990-х. Взяла классический нуар и просто добавила воды. Не в переносном смысле (хотя и в переносном тоже), а в прямом. Небоскребы, неоновые огни, главный герой в мятой рубашке, с щетиной на лице, болью во взгляде и стаканом виски в руке (Хью Джекман). Роковая женщина в красном платье, нежно поющая со сцены ночного заведения (Ребекка Фергюсон). И все прочие штампы, затасканные настолько, что перестали быть штампами и перешли в категорию обязательных атрибутов, Лиза Джой щедро залила жидким.

И – о чудо! – нуар заиграл новыми красками. Винтажно-футуристический и немножко киберпанковский Майами, улицы которого в лучшем случае покрыты лужами по щиколотку, а в худшем по ним только на лодках рассекать, выглядит так здорово, что это несколько искажает заложенный месседж. Невольно закрадывается мысль, что ради подобной красоты и сопутствующие неудобства от последствий глобального потепления не жалко потерпеть. Не «Водный мир» все-таки.

Да и вообще у Лизы Джой, похоже, вера в человечество крепче, чем у многих. При всей апокалиптичности и безрадостности изображенных перспектив «Воспоминания» – кино в конечном счете жизнеутверждающее и оптимистичное. Даже чересчур. В оптимизме и жизнеутверждении так-то нет ничего дурного. Душеполезные вещи, как ни крути. Правда, с нуаром они не очень согласуются. Чисто по определению.

Мало того, что Лиза Джой ничем, кроме штампов, особо не пытается оперировать (да и теми оперирует не всегда уверенно), направляя детективный сюжет к банальнейшей развязке исключително хожеными тропами. Еще и сверху пришпандоривает затянутый сахарный финал с многословными рассуждениями о благе эскапизма, силе любви и воспоминаниях. Какая, мол, классная вещь, эти воспоминания. И как замечательно, что они у нас есть.

Да, также в фильме важное место занимает вот это устройство для путешествий по волнам памяти, называемое емкостью. Но Лиза, кажется, сама не до конца разобралась, как оно работает. То у нее объекты, на которые человек не обращает внимания, не запоминаются. То на них потом все же можно обратить внимание, и тогда они запоминаются. А про такое свойство памяти, как пластичность, и вытекающие отсюда искажения, вроде конфабуляций и псевдореминисценций, она либо не слышала никогда, либо сделала вид, что не слышала.

Впрочем, ладно, на такие условности, пожалуй, дозволительно закрыть глаза. Тем более свою фантастическую концепцию Лиза эксплуатирует в меру, щадяще. А то могла же нагородить воспоминаний внутри воспоминаний внутри воспоминаний, у них в семейке это обычное дело, как мы знаем. Но, что похвально, не стала. Остановилась где-то посерединке между ноланщиной и филипдиковщиной в урезанной редакции.

Очевидно, наводить красоту и обустраивать антураж у Лизы Джой пока получается лучше, чем что-либо еще. Показательным примером тому служит сцена с перестрелкой в логове главаря наркомафии, которая вообще не нужна и не так уж захватывающе поставлена. Перестрелка как перестрелка. Но перед ней Хью Джекман едет на поезде по железной дороге, проложенной каким-то макаром прямо через водную гладь, и брызги во все стороны летят. Для того-то как раз все и затевалось. Стихия, нуар, небритый Хью Джекман. Ну и философствования о любви, памяти и всяком таком, разумеется. А как это все сосуществует и функционирует, уже второстепенно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

6 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

7 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

11 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

13 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

17 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад