«КиноРепортер» выяснил, почему фрик-шоу вроде Comment Out или «Дай леща» моментально набирают популярность и зарабатывают миллионы просмотров от зрителей и рублей от рекламодателей.
Вот так общаешься с образованными людьми и пребываешь в полной уверенности, что они ценители искусства и могут посоветовать хорошую выставку или книгу. И вдруг в один прекрасный день слышишь от них: «Смотрел вчера, как Смолов трет морковку в рот Бузовой?»
Недоумевая, узнаешь, что речь о фрагменте нового YouTube-шоу Comment Out от Александра Гудкова, стремительно набирающего популярность в интернете. Постепенно понимаешь, что те самые высокоинтеллектуальные друзья, коллеги и даже родственники не просто смотрят, а обожают эту новую юмористическую вакханалию. И их ничуть не смущает, например, что звезды пишут мерзкие и обидные комментарии другим селебрити на их страницах в Instagram — таковы правила шоу.
Александр Ревва — Диане Арбениной: «Посмотрел на твои фотки. Вспомнил, что такое дикий стояк». Футболист Федор Смолов — Дмитрию Нагиеву: «Как же у меня жжет пукан от вчерашних острых крылышек. Твой язык стал бы для меня настоящим подорожником». И все в таком духе. Если участник отказывается, то в качестве наказания должен выполнить унизительное задание на выбор: засунуть голову в коробку со змеями и пауками, душить себя рукой соперника 15 секунд, полежать минуту в гробу с закрытыми глазами или надеть парик из осьминога.
Ольга Бузова не стала отправлять Филиппу Киркорову злую тираду про мам с детьми в самолетах. Вместо этого согласилась на наказание «Овощной камшот» — так появилось уже знаменитое видео, где Смолов трет ей в рот морковь, держа терку на уровне паха. Просмотров у каждого выпуска шоу — от 6 млн и выше, люди радуются, ставят лайки, в комментариях под видео хвалят Гудкова и ведущего Владимира Маркони за классную идею.
Подобных жестких юмористических шоу в русском YouTube с каждым годом все больше и больше, и они невероятно популярны. В ближайшее время, судя по всему, заправлять там будет все тот же Гудков, делавший шоу Comedy Woman и писавший шутки для «Вечернего Урганта». Именно Александр — один из авторов уже легендарного киркоровского хита «Цвет настроения синий».
До появления Comment Out его канал «Чикен Карри» уже успел шокировать публику «Лигой плохих шуток» — шоу, в котором знаменитости зачитывали друг другу заведомо плохие приколы и каламбуры, а кто засмеется — тому минус балл. В сомнительной забаве уже поучаствовали тот же Киркоров, Николай Басков, Иван Ургант и другие.
Уровень юмора был следующий: «С чем схож клип на песню „Цвет настроения синий“? С простатой Гарика Мартиросяна: и там и там 30 млн просмотров», «Что Прохор Шаляпин сделал со своей женой, пока она спала? Отпел» или «Какое любимое ругательство у влажных бурундуков? Cуха!». Скабрезное шоу имело оглушительный успех, рекламодатели бежали к Гудкову с чемоданами денег, не боясь репутационных рисков.
«YouTube-юмор, конечно же, агрессивен. Сама атмосфера предполагает некое давление, прессинг, посыл „прямо в лоб“: голос громкий, музыка громкая, картинка меняющаяся, монтаж бешеный. Юмор поколения Google действительно жесткий. Но он нравится, такое сейчас время», — объясняет подобную популярность Гудков, некогда звезда КВН (был капитаном команды «Федор Двинятин», — КР), где все номера проходят через жесточайшую цензуру.
Среди многочисленных блогеров с подобным контентом, который явно вдохновлен знаменитыми японскими сумасшедшими шоу, заметно выделяются и питерцы «КликКлак» — группа друзей, состоящая из видеоблогеров, актеров, музыкантов, продюсеров, операторов и режиссеров. Его участники — Илья Ильич Прусикин (солист группы Little Big, автор песни-мема Skibidi), Эльдар Джарахов (видеоблогер, рэпер), солист группы The Hatters Юрий Музыченко, стендап-комик Данила Поперечный, блогер Андрей Старый и многие другие.
На канал подписаны почти 6 млн человек. Еще года три назад экспериментальным путем Джарахов и Прусикин выяснили, что подписчикам особенно нравятся две вещи: когда блогеры пошло шутят и испытывают физическую боль. И понеслось!
В одном из самых популярных шоу канала «Дай леща» (последний выпуск датируется маем прошлого года) герои по очереди «избивали» друг друга. Основное правило — один участник должен любыми способами за минуту рассмешить другого: в ход шли самые мерзкие шутки, вплоть до раздевания на камеру. Если первому «юмористу» это удавалось, то противник получал смачную пощечину (она же «лещ»). Если смеха не было, то по щекам прилетало уже ему самому.
Первый выпуск шоу набрал более 2 млн просмотров. Последующие выпуски набирали еще больше, и судьба «Кликклака» была решена — он стал российским эквивалентом американского шоу «Чудаки» (Jackass), которое стало настолько популярным, что вместо финального эпизода сняли полнометражный фильм. А потом — еще два.
К успешным проектам этой питерской тусовки можно также причислить игру «Кажется, нащупал», в которой участники угадывают смешные и пугающие предметы, находящиеся в закрытом ящике. Внутри может лежать все что угодно, от обычного огурца или теста до живой змеи или опарышей. Не менее популярно и «Треш-лото», где необходимо по очереди вытягивать карточки с разными заданиями, суть которых заключается в одном: максимально испортить внешний вид (!) и настроение (!) друг друга.
Есть и «Шокирующее караоке», где героев сажают перед текстом песни и надевают на шею электрошокер. Пока те пытаются петь, их бьют разрядом тока. В результате все громко матерятся и подпрыгивают на стульях от боли, а их подписчики радуются и ставят лайки. «Интерес к нашим шоу понятен. На YouTube нет телевизионной наигранности. Тут все просто: люди видят, что этот видеоблогер такой же даун, как и они сами», — рассуждает один из создателей «Кликклака» Джарахов.
Как и в случае с любым популярным трендом, интерес к резкому, пошлому, выходящему за рамки приличий юмору стремительно растет. Появляются шоу и целые каналы, которые пытаются повторить успех первопроходцев.
Отдельные выпуски шоу «Угадай или съешь» и «Парни пробуют» с канала Smetana TV, набирающие зачастую свыше 1 млн просмотров, явно вдохновлены экспериментами «Кликклака» и построены на издевательствами над партнерами и самими собой.
Нет-нет да и скатываются в треш отдельные выпуски на каналах рейтинговых видеоблогеров вроде Юрия Хованского, Ильи Соболева и того же Поперечного, который в разное время запускал шоу «Прожарка» и «Плохие шутки». Последнее было полным аналогом «Лиги плохих шуток» и ограничилось четырьмя выпусками, но только они суммарно собрали почти 22 млн просмотров.
Так почему же подобные проекты так нравятся людям? Прямой вопрос коллегам-друзьям вызвал лишь: «Ну это смешно! Не ворчи как бабка» или «Ты просто не в теме!». По мнению психолога Анны Домриной, чувство юмора сейчас стремительно меняется — и это нормальный процесс. Когда-то люди смеялись над кривлянием и кваканьем «Маски-шоу» и «Деревни дураков», затем над Comedy Club, а теперь будут над злыми шутками и программой вроде Comment Out: «Такие шоу можно охарактеризовать коротким словом „треш“, с подобной подачей серьезные артисты спускаются до „простых смертных“, — говорит Домрина. — Тот же Филипп Бедросович, например, предстает перед зрителями уже не возвышенным гламурным артистом бурлеска в перьях, а человеком, который любит черный юмор и гнусные пранки и не лишен самоиронии. И это подкупает, за этим нравится наблюдать».
Психолог Алена Москвина считает, что публике нравится подобный юмор, поскольку это некий аналог цирка, для которого нормальны парадоксальные или глупые ситуации: «Смешно потому, что это кажется абсурдным, а ведь это один из механизмов юмора. Еще люди любят следить за жизнью других, наблюдать, когда звезды ведут себя не так, как они себя презентуют в свете. Например, в Comment Out герои постоянно сталкиваются с моральными дилеммами (написать обидный комментарий или выполнить унизительное задание), а ведь именно тогда человек и показывает свое истинное лицо. Это самое интересное! То же самое и в „Лиге плохих шуток“. Немаловажно и отсутствие цензуры — представить себе такие передачи на ТВ сложно, а YouTube манит полной свободой действий».
Хотя большую часть пользователей сервиса составляют подростки, по мнению психолога Валерия Борисевича, ошибочно считать, что подобные шоу интересны лишь им: «Аудитория у „Кликклака“ и проектов Гудкова явно нацелена и на более взрослых людей. Иначе к ним бы не шли рекламодатели с ипотекой, техникой, алкогольной продукцией и машинами премиум-класса. Во всех нас живет ребенок, у всех есть свой guilty pleasure — некое постыдное удовольствие, и, возможно, ваш начальник или друг наедине с собой смотрит, как в той или иной игре все матерятся и вытворяют всякое непотребство».
Впрочем, он добавляет, что на массовый контент оказывает серьезное влияние общее снижение культурного уровня. Те, кто хочет собирать миллионы просмотров, зачастую попросту вынуждены ему соответствовать.
По мнению психолога Инны Хамитовой, с точки зрения современной психотерапии, сколько бы ни было лет людям, которые любят подобные передачи, все они внутри застряли в переходном возрасте. Разного рода фрик-шоу несут такой эмоциональный заряд, который созвучен с подростковым восприятием жизни.
Подача фрик-шоу на YouTube может раздражать, шокировать, но нельзя не согласиться, что это свежий взгляд на юмор, творчество и развлечение. И сила, с которой нужно считаться, как бы она не возмущала. Главное, чтобы постепенно не начало сбываться пророчество знаменитого фильма Майкла Джаджа «Идиократия», где в будущем люди смотрят в качестве развлечения фильм «Жопа» (Ass), который срывает кассу и завоевывает все награды, в том числе «Оскара» за лучший сценарий. Но на экране все три часа видна лишь соответствующая часть тела человека. Не ради этого Пушкин умирал.
Комментарии