Рецензии

Птичку жалко: Рецензия на фильм «Щегол»

В безликом номере амстердамского отеля готовится покончить с собой двадцатилетний Тео Декер, симпатичный и хорошо одетый продавец антиквариата. Перед тем как принять смертельную дозу снотворного он вспоминает свою жизнь. Как в 13 лет потерял мать в террористической атаке на нью-йоркский музей «Метрополитен» и случайно стал обладателем картины Карела Фабрициуса «Щегол», ставшей для героя священным талисманом. Как попал в аристократическую манхэттенскую семью Барбур, а затем жил вместе с отцом-алкоголиком в пустынной Неваде. Как пробовал запрещенные таблетки и алкоголь с бледным украинцем Борисом и был безответно влюблен в рыжую Пиппу, чей благородный опекун-реставратор научил его правильно обращаться с раритетами.

В основу проекта лег одноименный роман американки Донны Тартт — мировой бестселлер, получивший Пулитцеровскую премию. 800-страничный эпик, написанный от первого лица, повествовал о взрослении, дружбе и любви, переживании утраты и наркозависимости. Из романа воспитания произведение искусно трансформировалось то в напряженный триллер о черном рынке поддельных шедевров, то в трогательную искусствоведческую оду.

Переносить нагруженную книгу на большие экраны осмелились номинированные на «Оскар» британцы: режиссер исторической мелодрамы «Бруклин» Джон Краули и сценарист «Шпион, выйди вон!» Питер Строхан.

Экранизация небульварного чтива — дело неблагодарное и редко успешное. За минувшую четверть века Голливуд экранизировал лишь пять лауреатов Пулитцера за художественную прозу. И если «Часы» и «Дорога» оказались удачными примерами, то «Корабельные новости» и «Американская пастораль» критиков и зрителей расстроили. Судя по всему, «Щегол» пойдет по стопам последних.

Роман Тартт полон неожиданных сюжетных поворотов и замысловатых взаимосвязей, которые казались оправданными благодаря детализированному описанию, что позволяло читателю представить не только места действия, будь то разрушенный взрывом музей или элитное жилище Барбуров, но и внутренний мир героя и его наркотические трипы. В киноадаптации за видеоряд отвечает оператор-кудесник Роджер Дикенс, и сценарист Питер Строхан, слегка подсократив, переносит из литературного источника многие сюжетные линии. Однако в тексте они работали благодаря именно деталям — эмоциям, соображениям и воспоминаниям героя, чему альтернативу режиссер Джон Краули не нашел.

От этого второстепенные персонажи выглядят ходячими клише: «элегантная аристократка с лицом Николь Кидман», «благородный учитель», «отец-алкоголик» (тут, правда, стоит отметить необычный кастинг Люка Уилсона), «избалованная дочка». Главный герой, которого играет звезда «Малыша на драйве», оказывается более сложной фигурой. В исполнении Энсела Элгорта Тео начинает казаться способным на любую подлянку «талантливым мистером Рипли», а не травмированной и тонко чувствующей (хоть и противоречивой) натурой, какой он показан у Тартт.

Лишнее подтверждение тому, что кинороманы сейчас лучше чувствуют себя в форме сериалов HBO (cм. «Что знает Оливия», «Большая маленькая ложь» и т.д.), где хронометраж позволяет развернуться. Как мелодрама и триллер экранизация «Щегла» нелепа, а как драма банальна: ее создатели старательно подводят зрителей к основному месседжу фильма: «Прости себя, и все пройдет».

Совместные сцены Оакса Фигли («Мир, полный чудес») и Финна Вулфарда («Очень странные дела»), которые изображают Тео и Бориса в подростковом возрасте. Во-первых, им есть что играть: зарождающаяся дружба, первый алконаркотический угар, сложные отношения с отцами-абьюзерами. Во-вторых, это единственные актеры в фильме, между которыми чувствуется настоящая химия: валлиец Анайрин Барнард, в роли повзрослевшего украинского эмигранта, смотрится в паре с Элгортом диковато.

  • «Жутко громко и запредельно близко» — еще одна крупная, но неудачная экранизация известного романа о мальчике, который потерял родителя в террористической атаке;
  • «Общество мертвых поэтов» — драма о тревожных молодых людях, вместо картины — поэзия;
  • «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» — эстетский ромком Джона Джоста об отношениях на фоне голландских картин.

«Щегол» уже в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

32 минуты назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад