Десять лет назад мир увидел фильм «Начало» Кристофера Нолана. Кинокартина быстро стала современной классикой и полюбилась зрителям по всему миру из-за своей непростой структуры и логики сновидений. Но одним лишь «Началом» тема не ограничивается. «КиноРепортер» собрал десятку фильмов, в которых реальность имеет очень тонкую границу, многие из них стали культовыми.
Сюжет. Однажды старшеклассник Донни Дарко просыпается с неприятным предчувствием и, выйдя на улицу, встречает Фрэнка – загадочного человека в жутком костюме кролика. Фрэнк сообщает Донни, что через 28 дней 6 часов 42 минуты и 12 секунд наступит конец света. Эта встреча помогает Донни спастись от неминуемой гибели: ночью на его комнату падает непонятно откуда взявшийся двигатель от самолета. Странный путь Донни Дарко оказывается полон путешествий во времени и болезненных откровений.
Зачем смотреть. Сложная схема связанных миров режиссера Ричарда Келли, сюрреализм и временные петли вкупе с непростым нарративом, порождающим множество вопросов, сделали культовым изначально провальный фильм (его даже называли худшим за всю историю «Сандэнса»). Признание, правда, пришлось подождать: кинотеатральные сборы были чудовищными, но буквально год спустя фантастика смогла найти аудиторию на видео- и полуночных сеансах в небольших артхаусных кинотеатрах. А еще дебютная картина Ричарда Келли поспособствовала карьерному старту Джейка Джилленхола.
Сюжет. Иаков Сингер — ветеран Вьетнама, комиссованный после ранения. Он страдает от воспоминаний о войне и из-за потери сына, но пытается жить нормальной жизнью. Психологические травмы, увы, этому не способствуют: Иаков начинает видеть загадочных существ, которых принимает за галлюцинации. Проблема в том, что его сослуживцы тоже мучаются от тех же самых видений — может, монстры реальны?
Зачем смотреть. Еще одна культовая лента в списке, на этот раз за авторством Эдриана Лайна. Реальность здесь буквально тает на глазах, и зачастую отличить ее от бреда и вымысла — не самая простая задача. Лайну удалось построить тонкое психологическое путешествие в глубины сознания, которое до сих пор вдохновляет многих: цитаты из «Лестницы…» можно увидеть, например, в играх Silent Hill, «Шестом чувстве» и даже в «Симпсонах».
Сюжет. Тревор Резник страдает от бессонницы и больше года не может толком уснуть. Постоянное переутомление превратило его тело в скелет, а жизнь — в кошмар наяву. Он работает токарем, и каждый его день похож на предыдущий: рутину прерывают лишь странные видения. В квартире словно бывает кто-то другой, на работе появляется загадочный тип, которого больше никто не знает, а травма коллеги по вине Резника лишь повышает градус паранойи.
Зачем смотреть. Вдохновленный романами Достоевского (в фильме Резник читает «Идиота»), психологический триллер до последнего не раскрывает карты и удивляет в развязке. Изможденного телесно и духовно машиниста у режиссера Брэда Андерсона играет Кристиан Бэйл, специально для роли сбросивший больше 30 килограмм, — смотрится он и правда жутко. Хроническая бессонница такой продолжительности, кстати, действительно существует.
Сюжет. Потерявшая память после аварии девушка берет себе имя Рита, которое подсмотрела на рекламном плакате. В Голливуде она пытается начать новую жизнь, но странное и туманное прошлое не хочет ее отпускать. Вопросы нарастают словно снежный ком. Кто она? Кто ее новая подруга Бетти? И кем были те двое, что погибли в автокатастрофе с ее участием?
Зачем смотреть. Ни один список фильмов о зыбкости реальности не может обойтись без Дэвида Линча. «Малхолланд Драйв», одна из главных картин режиссера, часто нравится даже тем, кто его на дух не переносит. Сотканный из сновидений сюжет следует рассматривать как своеобразный ребус, разгадать который не так-то просто и с десятого раза.
Сюжет. Генри Летэм явно не в себе. Своему психиатру Сэму он честно рассказывает, что собирается покончить с собой в полночь субботы. Теперь задача Сэма — как-то отговорить своего пациента от ошибки. Но чем больше врач пытается сблизиться с Генри, тем более таинственным становится мир вокруг. Вскоре от реальности не остается и следа.
Зачем смотреть. Молодой Райан Гослинг убедительно играет депрессивного парня, чей путь на поверку оказывается куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Еще одна лента-обманка Марка Форстера, в которой реальность истончается, подсознание вырывается наружу, а герои оказываются совсем не теми, кем кажутся на первый взгляд.
Сюжет. Доминик Кобб — специалист по промышленному шпионажу. Правда, в отличие от коллег по цеху, он получает и, что зачастую важнее, внедряет данные с помощью совместных сновидений — особой технологии, позволяющей людям видеть общий сон. Новое задание Кобба кажется невозможным: ему необходимо убедить сына энергетического магната разделить бизнес-империю отца. Для этого придется идти на радикальные методы, погружаясь во все новые глубины сна.
Зачем смотреть. Кристофер Нолан задумал фильм, основанный на идее осознанных сновидений, еще в начале 2000-х, но реализовал задумку лишь спустя десять лет. Для «Начала» Нолан создал целый мир со своими правилами и особенностями: из-за того, что он не так сильно отличается от реальности, поверить в происходящее не так уж сложно. Своего рода фильм-антиограбление, в котором сами герои перестают различать реальность и сон, быстро попал во всевозможные списки. К примеру, пользователи IMDb поставили его на 13-е место в подборке лучших фильмов в истории.
Сюжет. В недалеком будущем психиатрия сделала значительный скачок вперед: благодаря особому устройству DC Mini врачи получили возможность внедряться в сны пациентов и лечить психические расстройства изнутри. Глава разработки устройства Ацуко Тиба часто пользуется DC Mini без официального разрешения, меняя внешность в сновидениях и становясь Паприкой — юной девушкой, чья помощь особенно эффективна. Проблемы начинаются после того, как кто-то ворует прототипы DC Mini и с их помощью внедряет сны сумасшедшего другим людям: это приводит к слиянию мира сновидений и разрушению разума людей. Тибе и ее коллегам предстоит найти злоумышленника и спасти мир от разрушительной силы снов.
Зачем смотреть. Описание аниме Сатоси Кона действительно напоминает «Начало», вышедшее на несколько лет позже: Кристофер Нолан не скрывал, что многое позаимствовал из мультфильма японского коллеги. Местами аниме даже изобретательнее: чего стоит один парад игрушек.
Сюжет. В недалеком будущем Америку захлестнула волна наркозависимости. Самым опасным препаратом считается Субстанция Д — наркотик, вызывающий быстрое привыкание и разрушающий психику. Поставки Субстанции Д пытается отследить полицейский Роберт Арктор (Киану Ривз), настоящую личность которого не знают даже другие члены отдела по борьбе с наркотиками. Герой вынужден шпионить не только за своими друзьями, но и за самим собой: сам того не осознавая, Арктор «подсел» на Субстанцию Д.
Зачем смотреть. «Помутнение» Ричарда Линклейтера отрисовано поверх снятого материала с живыми актерами и основывается на одноименном романе Филипа К. Дика. Здесь реальность расслаивается за счет того самого помутнения разума, вынесенного в название. Масла в огонь подливает то, что Арктор должен скрывать свою личность, и иногда кажется, что он держит ее в тайне даже от самого себя.
Сюжет. Гениальный создатель игр Аллегра Геллер представляет миру свое новейшее изобретение — органическую приставку «Экзистенция». Она подключается напрямую к телу человека через специальный биоразъем и дарит по-настоящему уникальный игровой опыт. Презентацию прерывает покушение на Аллегру: загадочный убийца смог пронести мимо охраны органическое оружие, стреляющее зубами. Выстрел повреждает прототип приставки, и теперь Аллегре и ее стажеру предстоит разобраться, насколько сильны повреждения и не происходит ли все это в игре, ведь «Экзистенция» создает игру, неотличимую от реальности.
Зачем смотреть. Настоящий биопанк от специалиста по телесным трансформациям Дэвида Кроненберга. В отличие от привычных зрителю кибер- или дизельпанка, биопанк активно использует органику: пистолет из костей, «дышащая» игровая приставка и множество других нетривиальных решений делают «Экзистенцию» крайне неожиданным зрелищем.
Сюжет. Эван — необычный подросток, который забыл многие события из прошлого из-за многочисленных психологических травм, пережитых в детстве. Восстановить память ему помогает дневник, который он вел в те годы, и при его чтении Эван обнаруживает в себе способность путешествовать во времени. Это кажется идеальной возможностью не только вспомнить пережитые потрясения, но и исправить их — однако на деле его попытки лишь создают еще большие проблемы.
Зачем смотреть. Каждое изменение прошлого сильно меняет настоящее, и чаще всего совсем не в лучшую сторону. Дополнительную сложность создает то, что в голове Эвана смешиваются воспоминания из разных версий настоящего, и чем дальше, тем сложнее ему их отличать друг от друга. Несмотря на разгром критиками, фильм режиссеров Эрика Бресса и Джея Меки Грубера полюбился зрителям — спасибо поднятым в сюжете непростым темам и мозголомной истории.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…