Рэп-мюзикл про Пушкина – это, конечно, смело, как ни крути. Неожиданно, прямо скажем. А фильм «Пророк. История Александра Пушкин» как раз и есть именно что рэп-мюзикл. В этом состоит его главная особенность, оглушающая с самых первых минут, в которых Кай Гетц в роли Пушкина-лицеиста нагло и звонко чеканит глагольные рифмы, стоя на табурете.
Однако постепенно культурный шок сходит на нет, тогда как фигура Пушкина сквозь все слои постмодерна (в виде, помимо прочего, оммажа Базу Лурману и поп-клипам нулевых) прорывается и в конце концов величественной глыбой восстает во всем своем великолепии. Чему немало способствует великолепие сменяющего вскоре Кая Гетца Юры Борисова. Который не перестает быть – именно быть – Пушкиным, даже когда читает рэп на сочиненные далеко не Пушкиным вирши. А за это не «Оскар» – орден «За заслуги перед Отечеством» полагается.
Далее и сам фильм, вокруг него, Пушкина-Борисова, выстроенный, преображается, принимает подобающую форму. Хотя первая треть еще представляет собой в большей степени череду отдельных самостоятельных эпизодов, неровно между собой состыкованных. Взять, например, главу, посвященную пребыванию Пушкина на юге в первой половине 1820-х, резко на общем фоне выделяющаяся как стилистикой, так и наполнением.
Это пестрый легкомысленный водевиль, в центре которого – бурный роман Александра Сергеевича с замужней дамой (Анна Чиповская). Где между делом предлагается поразмышлять о том, а не была ли изрядно кучерявая личная жизнь поэта продуманной пиар-стратегией. С целью, как бы сейчас сказали, хайпануть и на этом заработать. Тем самым фильм как бы игриво намекает, что опять в России за двести лет не меняется ничего.
Подобные намеки расставлены повсеместно, но внимание на них не слишком заостряется. Тем не менее вполне отчетливо проговаривается между строк важное: ничьи интересы не могут ставиться выше интересов государственных. И гениев это тоже касается. Надо все-таки отдавать себе отчет, что политика – дело куда более сложное и ответственное, чем литературная деятельность, как бы ни были труды оной бесконечно прекрасны. Так что субординацию нужно соблюдать, первым лицам не дерзить зазря, тем более когда с тобой вообще-то по-хорошему.
Этому посвящена одна из магистральных линий, про отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I. С началом этой линии «Пророк» обретает целостность и предстает уже не как альманах отдельных историй с песнями и плясками, а как ладная биографическая драма. Чуть позже происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой, из которого вырастает вторая магистральная линия, тесно переплетающаяся с первой. Здесь преображение окончательно завершается, и с этого момента фильм уже вызывает эмоции исключительно положительные. Вплоть до душераздирающей сцены с участием морошки в финале.
Если же после финала рассмотреть «Пророка» ретроспективно, во всей совокупности увиденного и услышанного, и хорошенько поразмыслить, то все его возможные недостатки оказываются как минимум объяснимы, укладываются в общий замысел. Вот эта пестрая эклектика, допустим, выражающаяся и в неровной структуре, и в оформлении, вполне пушкинскому духу соответствует. Пушкин же тоже был совершенно разный, непредсказуемый. Лирика у него спокойно соседствовала с провокацией, а фривольности – с мистикой.
Кто-то еще упрекает «Пророка» в том, что второстепенные персонажи все одномерные, плоские. Ну так кино-то – про Пушкина. Рядом с Пушкиным кто угодно будет одномерным и плоским. Да и раз уж на то пошло, Гончарова в исполнении Алены Долголенко вполне прелестна. И Бенкендорф в исполнении Сергея Гилева вон какой колоритный. А Николай I Евгения Шварца, стоит к нему повнимательнее приглядеться, совсем и не плоский, а сложный и объемный. Все остальные – да, но они, эти остальные, и заходят в лучшем случае на пару сцен.
В конце концов, и решение сделать из байопика про Александра Сергеевича Пушкина рэп-мюзикл видится в некотором смысле оправданным. Ведь у всякого века своя поэзия. У нашего, к сожалению, такая. И на контрасте, опять же, с Пушкиным ее «таковость» еще очевиднее. Вероятно, так и было задумано. С целью слегка нас пристыдить. Продемонстрировать, до чего мы с вами докатились, что у нас вместо Пушкина и Лермонтова теперь глагольные рифмы под примитивный ритм. Чтобы мы сделали соответствующие выводы и про себя сказали: «Простите, Александр Сергеевич, мы больше так не будем».
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…