То, что лауреат «Золотого орла» за серию документальных фильмов о Нюрнбергском процессе Александр Звягинцев – не только талантливый публицист, но и автор захватывающих романов, повестей, рассказов и, наконец, пьес, не секрет. Достаточно вспомнить, что новый фильм Николая Лебедева «Нюрнберг», в котором события вокруг суда над нацистскими преступниками превращены в остросюжетный шпионский триллер, снимался по мотивам романа Звягинцева «На веки вечные».
И все же комедия как жанр с образом государственного советника юстиции 1-го класса и вице-президента Международной ассоциации прокуроров как-то не очень линковалась. Тем интереснее было посмотреть, что получилось у режиссера Дмитрия Бикбаева, который адаптировал для сцены роман-бестселлер 2011 года «Куда смотрит прокурор?» Звягинцева.
Одноименный спектакль стал первой театральной постановкой для «Арт-платформы» в Новом Манеже, ранее известной лишь в качестве выставочного пространства. И это тоже накладывает отпечаток на действо. И не только потому, что место это, как говорится, «не намоленное» – зал в принципе не театральный. Сцены как таковой нет, как нет и кулис, вся театральная машинерия сведена к минимуму, и даже занавес раздвигается вручную.
Но все это, конечно, неважно: сцена «Под крышей» Театра им. Моссовета, например, приспособлена для показов еще меньше. В руках талантливого художника работает любая площадка, причем вне зависимости от богатства декораций и реквизита. И Мария Смолко, отвечавшая за «картинку» на «Прокуроре», сделала все, чтобы зрители об этом и не задумывались.
А уж актеры, ведомые довольно смело и неожиданно подошедшим к материалу режиссером, и вовсе оторвались по полной! Вообще, образы героев в спектакле «Куда смотрит прокурор?» легко узнаваемы, а сюжет наполнен вполне злободневной социальной сатирой, но подано все в стиле классической буффонады, под соусом которой можно скормить, кажется, даже самую махровую крамолу.
В центре сюжета – молодой прокурор Герард Гонсо (Глеб Бочков), которого распределили на работу в городок Лихоманск. Гонсо переполняет желание буквально завтра же побороть местную преступность, но его рвение оценить некому. Более того, ему явно не рады. Практически сразу же после вступления в должность он попадает в серию неловких, компрометирующих его ситуаций. И хотя главный злодей особо не скрывается, доказать его вину не так-то просто…
Подобную историю можно рассказать как угодно. Из нее бы вышли и первоклассный триллер, и актуальная драма. Комедия в жанровой череде первой на ум не приходит, хотя некоторые ассоциации с Гоголем, Островским и Салтыковым-Щедриным возникнуть могут, если говорить о содержании. В том же, что касается подачи, вспоминается нечто совершенно иное.
Основной стилистический прием в спектакле – эксцентрика и буффонада. Здесь яркость выкручена на максимум во всем. Кажется, Дмитрий Бикбаев вдохновлялся лучшими работами «Лицедеев» и «Масок». Адвокат Шкиль (Олег Санько) с его метровыми усами выглядит, как если бы Воланда играл пират из советского «Острова сокровищ» (1988). Все кажется, он вот-вот затянет: «Шанс? Он не получка, не аванс, он выпадает только раз…»
Хозяйка парикмахерской, в которую переоделся Артур Марченко, играющий в спектакле капитана Мурлатова, – вылитый Владимир Кристовский из Uma2rmaH в «Дне выборов», где они исполнили хит «Ты трансвестит, Пашка». А сам Мурлатов в гигантской фуражке со светодиодами по ободу, похожими на нимб, по степени гротеска восходит чуть ли не к немым комедиям.
Впрочем, возможно, это бы не так впечатляло, если бы не работало на контрасте. А сам Гонсо сыгран без эмоционального пережима и увода происходящего в фарс, что лишний раз подчеркивает, что он в этом городе чужой. Он единственный, кто постоянно ломает четвертую стену в сценах апарте, то есть обращений к публике.
Из самых «живых» героев спектакля, помимо Гонсо, нельзя не отметить прокурора Туза. Из-за парика, густых усов и бакенбардов в нем практически невозможно признать популярного телеведущего Сергея Майорова, сыгравшего у Бикбаева в уже третьей постановке (до этого были «Туда-обратно» и «Урок. Достоевский»).
В целом «Куда смотрит прокурор?» приятно удивляет вкусом. Выбрав подобную форму, легко скатиться в пошлость и китч, однако молодому режиссеру удалось этого избежать. Здесь даже подбор музыки на высоте. По ходу действия в драматичных сценах (а есть и такие!), в частности, звучит основная тема из «Любовного настроения» – подлинный шедевр Сигэру Умэбаяси, – и куда более заезженная, но от этого не менее великая Carmina Burana Карла Орфа.
Выйдя к зрителям перед показом, Дмитрий Бикбаев признался, что это будет первый прогон без остановок, то есть, по сути, генеральная репетиция. А потому просил не судить строго. Он явно перестраховывался. Актеры не подвели!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…