Театральное пространство в Новом Манеже открылось эксцентрической комедией «Куда смотрит прокурор?».
То, что лауреат «Золотого орла» за серию документальных фильмов о Нюрнбергском процессе Александр Звягинцев – не только талантливый публицист, но и автор захватывающих романов, повестей, рассказов и, наконец, пьес, не секрет. Достаточно вспомнить, что новый фильм Николая Лебедева «Нюрнберг», в котором события вокруг суда над нацистскими преступниками превращены в остросюжетный шпионский триллер, снимался по мотивам романа Звягинцева «На веки вечные».
И все же комедия как жанр с образом государственного советника юстиции 1-го класса и вице-президента Международной ассоциации прокуроров как-то не очень линковалась. Тем интереснее было посмотреть, что получилось у режиссера Дмитрия Бикбаева, который адаптировал для сцены роман-бестселлер 2011 года «Куда смотрит прокурор?» Звягинцева.
Одноименный спектакль стал первой театральной постановкой для «Арт-платформы» в Новом Манеже, ранее известной лишь в качестве выставочного пространства. И это тоже накладывает отпечаток на действо. И не только потому, что место это, как говорится, «не намоленное» – зал в принципе не театральный. Сцены как таковой нет, как нет и кулис, вся театральная машинерия сведена к минимуму, и даже занавес раздвигается вручную.
Но все это, конечно, неважно: сцена «Под крышей» Театра им. Моссовета, например, приспособлена для показов еще меньше. В руках талантливого художника работает любая площадка, причем вне зависимости от богатства декораций и реквизита. И Мария Смолко, отвечавшая за «картинку» на «Прокуроре», сделала все, чтобы зрители об этом и не задумывались.
А уж актеры, ведомые довольно смело и неожиданно подошедшим к материалу режиссером, и вовсе оторвались по полной! Вообще, образы героев в спектакле «Куда смотрит прокурор?» легко узнаваемы, а сюжет наполнен вполне злободневной социальной сатирой, но подано все в стиле классической буффонады, под соусом которой можно скормить, кажется, даже самую махровую крамолу.
В центре сюжета – молодой прокурор Герард Гонсо (Глеб Бочков), которого распределили на работу в городок Лихоманск. Гонсо переполняет желание буквально завтра же побороть местную преступность, но его рвение оценить некому. Более того, ему явно не рады. Практически сразу же после вступления в должность он попадает в серию неловких, компрометирующих его ситуаций. И хотя главный злодей особо не скрывается, доказать его вину не так-то просто…
Подобную историю можно рассказать как угодно. Из нее бы вышли и первоклассный триллер, и актуальная драма. Комедия в жанровой череде первой на ум не приходит, хотя некоторые ассоциации с Гоголем, Островским и Салтыковым-Щедриным возникнуть могут, если говорить о содержании. В том же, что касается подачи, вспоминается нечто совершенно иное.
Основной стилистический прием в спектакле – эксцентрика и буффонада. Здесь яркость выкручена на максимум во всем. Кажется, Дмитрий Бикбаев вдохновлялся лучшими работами «Лицедеев» и «Масок». Адвокат Шкиль (Олег Санько) с его метровыми усами выглядит, как если бы Воланда играл пират из советского «Острова сокровищ» (1988). Все кажется, он вот-вот затянет: «Шанс? Он не получка, не аванс, он выпадает только раз…»
Хозяйка парикмахерской, в которую переоделся Артур Марченко, играющий в спектакле капитана Мурлатова, – вылитый Владимир Кристовский из Uma2rmaH в «Дне выборов», где они исполнили хит «Ты трансвестит, Пашка». А сам Мурлатов в гигантской фуражке со светодиодами по ободу, похожими на нимб, по степени гротеска восходит чуть ли не к немым комедиям.
Впрочем, возможно, это бы не так впечатляло, если бы не работало на контрасте. А сам Гонсо сыгран без эмоционального пережима и увода происходящего в фарс, что лишний раз подчеркивает, что он в этом городе чужой. Он единственный, кто постоянно ломает четвертую стену в сценах апарте, то есть обращений к публике.
Из самых «живых» героев спектакля, помимо Гонсо, нельзя не отметить прокурора Туза. Из-за парика, густых усов и бакенбардов в нем практически невозможно признать популярного телеведущего Сергея Майорова, сыгравшего у Бикбаева в уже третьей постановке (до этого были «Туда-обратно» и «Урок. Достоевский»).
В целом «Куда смотрит прокурор?» приятно удивляет вкусом. Выбрав подобную форму, легко скатиться в пошлость и китч, однако молодому режиссеру удалось этого избежать. Здесь даже подбор музыки на высоте. По ходу действия в драматичных сценах (а есть и такие!), в частности, звучит основная тема из «Любовного настроения» – подлинный шедевр Сигэру Умэбаяси, – и куда более заезженная, но от этого не менее великая Carmina Burana Карла Орфа.
Выйдя к зрителям перед показом, Дмитрий Бикбаев признался, что это будет первый прогон без остановок, то есть, по сути, генеральная репетиция. А потому просил не судить строго. Он явно перестраховывался. Актеры не подвели!
Комментарии