Кино

Продюсеры «Вторжения»: «Федор Бондарчук — ранимый и трогательный человек»

Российские кинотеатры подверглись «Вторжению» — на экраны вышел сиквел фантастического блокбастера «Притяжение». «КиноРепортер» поговорил с продюсерами фильма Александром Андрющенко и Михаилом Врубелем о состоянии российской фантастики, сотрудничестве с Федором Бондарчуком и том, как на их работу влияют фокус-группы, экзит-полы и кинокритики.

 Два самых кассовых фантастических фильма в российском кино — ваши «Притяжение» и «Черная молния». Причем второй фильм вышел десять лет назад.

Андрющенко: Никогда не думал об этом.

Врубель: Сейчас еще будут третий и четвертый (имеются в виду «Вторжение» и хоррор-сайфай «Спутник» — прим. КР)

— Почему в России выходит так мало фантастики?

Врубель: Просто в англоязычном мире в целом несравнимо больше писали фантастику, чем в Советском Союзе. Кто у нас был? Братья Стругацкие, Кир Булычёв, Александр Беляев… человек пять наберется. А на Западе были целые журналы и телеканалы, посвященные фантастике.

Андрющенко: Есть позиция, что российское кино должно быть про российскую бытовую реальность. Типа давайте не будем соревноваться с Голливудом и будем убогими. Мы против этого. Проблема заключается в том, что в России нет качественной фантастики. Мы делаем первые, но, надеюсь, уверенные шаги в этом жанре.

Врубель: Нам жанр фантастики крайне интересен, потому что это вызов. Действительно, есть представление, что на локальных территориях успех могут иметь лишь локально понятные комедии и фильмы про собственную историю. Мы это правило разрушаем. Это крайне интересная область с эмоциональной точки зрения. Мир космоса дико захватывает.

Андрющенко: В последние годы фантастика стала технологически доступной благодаря развитию технологий и компьютерной графики. Если конкретно, то развитию компании Main Road Post, которая делает графику мирового уровня.

Александр Андрющенко и Михаил Врубель. Фото: Анна Темерина

— В «Притяжении» был важен социальный месседж. Какие смыслы вы закладывали во «Вторжение»?

Врубель: Важная часть «Вторжения» — страх перед технологиями. Они нас окружают и пугают. Джеймс Кэмерон описывает в своей книге (имеется в виду «История научной фантастики Джеймса Кэмерона» — прим. КР) эпизод, когда на конференции по новым технологиям, где ученые рассказывали, как будут делать андроидов, он вдруг поднял руку и спросил: «А вы уверены, что вам это нужно?». Все, конечно, засмеялись, потому что он снял «Терминатора». Однако сейчас действительно есть ощущение, что мы куда-то бежим с технологиями и сами их не контролируем. Даже сами производители технологий не могут сказать, к чему это приведет. У меня это вызывает естественный страх.

Андрющенко: Ты просыпаешься, достаешь телефон, открываешь социальные сети, читаешь новости. Это влияет на твои умозаключения, но ты не очень знаешь в целом, что за люди это пишут. Никто глубоко не анализирует информацию — ее слишком много. Это страшная вещь. Каждый вечер мои дети начинают пересказывать вещи, которые узнали от блогера Васи. Как обрабатывать информацию и чему верить — большой вопрос, который мы поднимаем в нашем кино.

Врубель: Проблема информационной адекватности стоит в России особенно остро. В Англии, например, в школах есть предмет «Критическое мышление», где учат критически относиться к той массе информации, которую ты получаешь и понимать, что тобой могут манипулировать. Помимо этого, мне также крайне важна героиня фильма, которую играет Ира Старшенбаум. Она идет к независимости. «Не надо за меня решать», — кричит она в финале. Это такой крик всех российских девушек и женщин о том, что они абсолютно самостоятельные люди и готовы делать все то же самое, что и мужчины, и даже лучше.

Андрющенко: Подписываюсь. Меня беспокоит, что наше общество тормозит в равноправии полов. Мы не специально делаем с Федором Сергеевичем фильмы, где главные героини — сильные женщины, но нам это нравится.

Актеры и съемочная группа фильма. Фото: Анна Темерина

— «Притяжение» продавался как боевик, хотя, по сути, это был эдакий янг-эдалт. С сиквелом вы пошли по другому пути.

Врубель: «Вторжение» построено на вселенной первой части и ее героях, но это другое кино — поэтому и другое название. Мы немножко подаем фильм не как сиквел. Идея пришла на уровне сценария, и мы ее держались. Жанр, проблемы, содержание и производство здесь другого масштаба.

Андрющенко: Если первая часть была ближе и понятнее молодежной аудитории, то вторая уже сделана для всех.

— Как это отразилось на международном прокате?

Врубель: Те территории, которые мы сейчас уже закрыли по продажам, заплатили на 40-60 процентов больше, чем за «Притяжение».

— У Александра Петрова во «Вторжении» достаточно радикальная смена образа.

Врубель: Саша был счастлив, что такой образ был придуман. Когда что-то особенное происходит с героем, то это подарок для актера. Физические недостатки рождают интересные элементы актерской игры.

Андрющенко: И психологические тоже! Мы поняли, что его герой пережил важное событие в «Притяжении», когда он убил собственную девушку. Что с таким человеком может произойти после этого?  Что-то уже было в сценарии, что-то предложил уже Саша. Федор хотел увидеть другого Петрова, которого еще никто не видел.

— Идея с инсультом была уже в сценарии?

Андрющенко: Была, но Саша ее раскачал довольно серьезно.

Врубель: Иногда он даже слишком уходил в образ, и его речь была непонятна.

— Сценарий «Притяжения 3» уже в работе?

Врубель: Нет. Идея «Вторжения» все-таки родилась после выхода первого фильма.

Андрющенко: Надо посмотреть на отклик аудитории.

— Важны ли вам как продюсерам отклики в соцсетях?

Врубель: Давайте разделим. Отзыв зрителя нам важен безусловно. Мы его получаем из нескольких источников. Во-первых, это количество проданных билетов и соотношение сборов первого и второго уикендов. Если результаты первого уикенда хорошие, а второго очень плохие, то фильм не удался, это очевидно. Во-вторых, это экзит-полы, то есть опросы зрителей после выхода из кинозала. Из них тоже рождается какое-то ощущение. Комментарии в интернете, учитывая особую любовь хейтеров к Федору Сергеевичу, я бы не воспринимал как главный ориентир. Когда мы делали «Притяжение», из 120 человек из фокус-групп лишь один сказал, что не пойдет из-за Бондарчука. Остальные, наоборот, сочли, что его имя гарантирует качество.

— Как влияют на фильмы фокус-группы?

Врубель: Фокус-группы — это люди разных возрастов из разных городов, которые смотрят фильм в черновой сборке. Идеи на этом этапе уже не рождаются, но фокус-группы показывают точки, на которые стоит обратить внимание: где скучно, где непонятно. Мы всегда делаем довольно масштабные досъемки по результатам опросов фокус-групп.

Андрющенко: На премьере ты получаешь восторженные отзывы, и никто не говорит тебе правду. В интернете все замешивается на хейте, критики — это критики. Нельзя ориентироваться. Экзит-полы — самая реальная вещь. Из них можно понять, насколько аудитории нравится кино.

Врубель: Если фокус-группы — это качественное исследование, то экзит-полы — количественное. Это социологически достоверная выборка.

— А на кинокритику вы обращаете внимание?

Врубель: У «Притяжения» была очень хорошая критика, гораздо лучше, чем у «Льда», о котором либо не писали, либо писали очень плохо. Кинокритика с любовью зрителей к фильму вообще никак не соотносится. Она может влиять только на авторские фильмы.

Андрющенко: Ее иногда интересно читать, если там есть интеллектуальный разбор. Можно увидеть то, что ты сам в фильм не закладывал. Критик копает очень глубоко и находит то, чего в фильме нет. Это очень любопытно.

— Чем Бондарчук-режиссер отличается от Бондарчука-продюсера?

Андрющенко: Это разные профессии. Как продюсер он — верное плечо, брат и товарищ, который помогает и советует. Как режиссер он гораздо более эмоциональный и волнительный.

Врубель: Продюсер — это штабная работа. Даже в случае проблем, все садятся и обсуждают в комфортном режиме. А режиссер находится на поле боя, и это сильно затрагивает эмоциональный центр Федора Сергеевича.

Андрющенко: Несмотря на его медийный образ он очень ранимый и трогательный человек, который очень любит свое дело и очень хочет, чтобы кино понравилась людям. Это эмоционально нестабильное состояние, с которым приходится жить. Как продюсер он нас поддерживает, а когда работает как режиссер, уже его хочется поддерживать все время.

Врубель: Наш друг-режиссер Егор Баранов сформулировал отличие режиссера и продюсера в виде семейной метафоры. Продюсер — это папа, а режиссер — мама. Как бы папа ребенка ни любил, он его не рожает, не кормит и находится на некой дистанции. Хороший папа, может, больше времени проводит с ребенком, папа попроще — только деньгами помогает. А мама есть мама.

Андрющенко: Продюсер может забыть неудачу, а режиссеру это трудно. Фильм — это его ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

45 минут назад

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

17 часов назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

19 часов назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

22 часа назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

1 день назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

2 дня назад