Кино

«Праздники»: Проблемная семейная драма, которая притворяется комедией

Дисфункциональные семьи и праздники – то, на чем стоял и еще какое-то время, видимо, будет стоять жанр современной российской комедии. Раньше в тот же список входил еще алкоголь, но он постепенно сдает позиции и все реже играет определяющую роль. То есть если раньше герои российских комедий творили беспредел главным образом под воздействием спиртного, то теперь беспредел творится все чаще без непосредственного участия оного. В чем, с одной стороны, можно усмотреть некую позитивную тенденцию. А с другой – беспредел ведь все равно никуда не девается.

На первый план теперь выходит кризис института семьи, вызванный прежде всего сложившейся в обществе ситуацией, когда традиционные установки сталкиваются с современными реалиями. Характерный пример – фильм «Праздники», режиссерский дебют Бориса Дергачева, одного из наиболее востребованных российских комедийных актеров. Прежде он нередко играл персонажей, вовлеченных в нездоровые отношения с представительницами противоположного пола («Гуляй, Вася!», «Триада», «Свободные отношения», «Булки»), а на этот раз взялся как следует изучить столь насущную болезненную тему самостоятельно.

В центре сюжета «Праздников» – обычная семья: двое родителей, двое детей. Родители уже немолодые, дети – уже не дети, а взрослые барышни. Первые чрезмерно озабочены тем, что вторые до сих пор не замужем, и вечно этот вопрос в разговорах поднимают. Доходит даже до спора между дочками: кто из них на следующий праздник – 9 Мая (но это совершенно не имеет значения) – явится к маме с папой на дачу со спутником. В итоге со спутниками приезжают обе. Одна – с назойливым ухажером, которого она годами старательно отшивала. Другая – с жестоким абьюзером, который ею всячески помыкает.

Меж тем у мамы с папой тоже не все гладко. Случайно попавшееся на глаза сообщение в соцсети от сторонней особы провоцирует безудержный приступ ревности, и, вместо того чтобы спокойно все обсудить (вдруг произошло глупое недоразумение?), женщина хватается за боевой пистолет и давай гонять мужа по всему участку, не жалея патронов. В конце концов супруги договариваются отложить решение своей проблемы до тех пор, пока не решат другую – более, как они полагают, важную – с устройством личной жизни дочек. Что предсказуемо все лишь усугубляет, дополнительно подогревая и без того напряженную атмосферу.

Подобный расклад, допустим, мог бы послужить отличной основой для очередной зубодробительной драмы за авторством Натальи Мещаниновой. Роль матери, конечно, досталась бы Виктории Толстогановой, а закончилось бы все трагедией навзрыд, призами престижных фестивалей, множеством теплых рецензий в прессе и скромными цифрами в прокате. Но «Праздники» отчего-то позиционируются именно как комедия, в чем и состоит, пожалуй, главный недостаток этой весьма противоречивой картины.

Не поймите неправильно: дисфункциональные семьи тоже бывают смешными. На них, помимо современных российских комедий, целый отдельный поджанр ситкомов держится – все эти «Симпсоны», «В Филадельфии всегда солнечно», «Шиттс Крик» и прочие. Собственно, «Праздники» – тоже на самом деле ситком. Вернее, полнометражный приквел к ситкому, который вскоре должен воспоследовать (16 эпизодов уже отсняты и ждут своего часа). Но вот конкретно дисфункциональная семья из «Праздников» – категорически не смешная, несмотря на периодически учиняемую буффонаду и встречающиеся иногда не самые плохие шутки.

Дело в том, что герои Виталия Хаева, Никиты Павленко и Анастасии Калашниковой вызывают по большей части жалость, а герои Марии Ароновой, Яны Енжаевой и Вячеслава Чепурченко – недоумение и отвращение. Всем им, очевидно, необходима помощь, однако обращается за ней лишь один из перечисленных, самый неприятный. И никакая буффонада, никакие шутки не в силах это обстоятельство замаскировать. Из-за чего и то и другое выглядит неуместно. А наблюдать за некрасивыми дрязгами малосимпатичных персонажей – такое себе, прямо скажем, развлечение. Не слишком праздничное.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Больница Питт»: Ты не вылечишь мир, и в этом все дело

Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…

2 часа назад

Малый театр широко отпразднует 90-летие со дня рождения Юрия Соломина

Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…

4 часа назад

Российские мультфильмы, которые нужно увидеть здесь и сейчас

«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…

8 часов назад

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

1 день назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

1 день назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

1 день назад