Дисфункциональные семьи и праздники – то, на чем стоял и еще какое-то время, видимо, будет стоять жанр современной российской комедии. Раньше в тот же список входил еще алкоголь, но он постепенно сдает позиции и все реже играет определяющую роль. То есть если раньше герои российских комедий творили беспредел главным образом под воздействием спиртного, то теперь беспредел творится все чаще без непосредственного участия оного. В чем, с одной стороны, можно усмотреть некую позитивную тенденцию. А с другой – беспредел ведь все равно никуда не девается.
На первый план теперь выходит кризис института семьи, вызванный прежде всего сложившейся в обществе ситуацией, когда традиционные установки сталкиваются с современными реалиями. Характерный пример – фильм «Праздники», режиссерский дебют Бориса Дергачева, одного из наиболее востребованных российских комедийных актеров. Прежде он нередко играл персонажей, вовлеченных в нездоровые отношения с представительницами противоположного пола («Гуляй, Вася!», «Триада», «Свободные отношения», «Булки»), а на этот раз взялся как следует изучить столь насущную болезненную тему самостоятельно.
В центре сюжета «Праздников» – обычная семья: двое родителей, двое детей. Родители уже немолодые, дети – уже не дети, а взрослые барышни. Первые чрезмерно озабочены тем, что вторые до сих пор не замужем, и вечно этот вопрос в разговорах поднимают. Доходит даже до спора между дочками: кто из них на следующий праздник – 9 Мая (но это совершенно не имеет значения) – явится к маме с папой на дачу со спутником. В итоге со спутниками приезжают обе. Одна – с назойливым ухажером, которого она годами старательно отшивала. Другая – с жестоким абьюзером, который ею всячески помыкает.
Меж тем у мамы с папой тоже не все гладко. Случайно попавшееся на глаза сообщение в соцсети от сторонней особы провоцирует безудержный приступ ревности, и, вместо того чтобы спокойно все обсудить (вдруг произошло глупое недоразумение?), женщина хватается за боевой пистолет и давай гонять мужа по всему участку, не жалея патронов. В конце концов супруги договариваются отложить решение своей проблемы до тех пор, пока не решат другую – более, как они полагают, важную – с устройством личной жизни дочек. Что предсказуемо все лишь усугубляет, дополнительно подогревая и без того напряженную атмосферу.
Подобный расклад, допустим, мог бы послужить отличной основой для очередной зубодробительной драмы за авторством Натальи Мещаниновой. Роль матери, конечно, досталась бы Виктории Толстогановой, а закончилось бы все трагедией навзрыд, призами престижных фестивалей, множеством теплых рецензий в прессе и скромными цифрами в прокате. Но «Праздники» отчего-то позиционируются именно как комедия, в чем и состоит, пожалуй, главный недостаток этой весьма противоречивой картины.
Не поймите неправильно: дисфункциональные семьи тоже бывают смешными. На них, помимо современных российских комедий, целый отдельный поджанр ситкомов держится – все эти «Симпсоны», «В Филадельфии всегда солнечно», «Шиттс Крик» и прочие. Собственно, «Праздники» – тоже на самом деле ситком. Вернее, полнометражный приквел к ситкому, который вскоре должен воспоследовать (16 эпизодов уже отсняты и ждут своего часа). Но вот конкретно дисфункциональная семья из «Праздников» – категорически не смешная, несмотря на периодически учиняемую буффонаду и встречающиеся иногда не самые плохие шутки.
Дело в том, что герои Виталия Хаева, Никиты Павленко и Анастасии Калашниковой вызывают по большей части жалость, а герои Марии Ароновой, Яны Енжаевой и Вячеслава Чепурченко – недоумение и отвращение. Всем им, очевидно, необходима помощь, однако обращается за ней лишь один из перечисленных, самый неприятный. И никакая буффонада, никакие шутки не в силах это обстоятельство замаскировать. Из-за чего и то и другое выглядит неуместно. А наблюдать за некрасивыми дрязгами малосимпатичных персонажей – такое себе, прямо скажем, развлечение. Не слишком праздничное.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…