Американская домохозяйка Эллен (Мэрил Стрип) отправляется с мужем отметить сорокалетие свадьбы в поездку по озеру, но корабль накрывает волна и из его пассажиров в живых остается половина. Позже, придя к юристу получить страховку, Эллен обнаружит, что документ через ряд несуществующих компаний был оформлен на подставную фирму на тропическом острове и никаких выплат не предвидится. Эллен не сдастся и начнет собственное расследование финансовых махинаций, которое приводит ее к юркомпании Mossack Fonseca & Cо (Гари Олдман и Антонио Бандерас в роли соответственно Моссака и Фонсеки) — именно ее документы, попавшие в СМИ, составят так называемый «Панамский архив» и станут основанием для сотен дел об отмывании средств и уклонении от уплаты налогов по всему миру.
Стивен Содерберг, который раньше интересовался глубоко интимными проблемами, а потом взялся за блокбастеры со звездами, в последние годы снимает и продюсирует по нескольку фильмов в год. Его проекты теперь посвящены самому широкому кругу тем, в том числе, таким как «Прачечная», то есть вопросам социального устройства общества и политики. Фильм, сценарий которого написал Скотт Бернс, давний сподвижник Содерберга, работавший с ним над «Заражением» и «Информатором», основан на реальных событиях — или, как говорится в трейлере, «реальном дерьме». Оно же в основе спродюсированного Содербергом «Отчета о пытках», который снял уже Бернс. Почему Содерберг обратился к социальной критике доподлинно неизвестно (возможно, так действует на него сотрудничество со стриминговыми платформами: «Прачечная» снята для Netflix, «Отчет о пытках» — для Amazon Prime), но на пресс-конференции после премьеры «Прачечной» режиссер жестко обличал существующую финансовую систему, говорил о перманентно беднеющих бедных и богатеющих богатых, возложив вину в сложившейся ситуации на правительство США.
Содерберг давно экспериментирует с формальной стороной кино и «Прачечная» — новый шаг на этом пути. Картина постоянно вступает в диалог со зрителем — непосредственно, ломает четвертую стену, а Мэрил Стрип на пресс-конференции даже сравнивала режиссера с Брехтом. Вот Олдман и Бандерас с коктейлями на пляже объясняют, для чего нужны кредиты, или рассказывают, офшоры каких известных личностей нашли в «панамском досье». «Даже у режиссера этого фильма там пять компаний», — доверительно сообщают они.
При этом очевидно, что Содерберг воспринимает ситуацию в мире, где деньги берутся из ниоткуда и могут пропасть в никуда, как абсурдную — и предпочитает рассказывать о ней соответствующим образом. Это фильм-фарс, фильм-шутка, в котором кроме настоящих людей (как героиня Стрип), есть люди-функции, лишенные стыда и совести, представляющие существующую коррумпированную систему. Прежде всего, это персонажи Олдмана и Бандераса, вкупе с бесконечным множеством тех, кто на разных уровнях в задействован в функционировании схем, в том числе Дэвид Швиммер и Шэрон Стоун на ролях третьего плана.
Проблема в том, что Содерберг, кажется, переиграл самого себя: позволив героям путешествовать между воображаемым и реальным, комментировать действия друг друга, обращаться к аудитории в зале, он в конечном счете потерял внимание зрителя. В «Прачечной» слишком много «постмодернистских» шуток, сюжетных линий, искривлений кинопространства, и фильм, не в силах все это объединить, попросту разваливается. В лучшие моменты это комедия абсурда, в худшие — не самая острая и не самая оригинальная сатира с многократно повторенными шутками, типа Бандерас и Олдман в смешных пиджаках жутко кривляются и говорят с акцентом.
Мэрил Стрип после краха веры в финансовую систему и порядочность людей молится в церкви о том, чтобы те, кто стоит за мошенничествами, раскаялись. Или сели в тюрьму. А лучше, конечно, и то, и другое.
На Netflix «Прачечная» станет доступна 18 октября.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…