Рецензии

«Повести Пушкина»: Это все мое родное


На Основной сцене Театра имени Вахтангова состоялась премьера «Повестей Пушкина». Громкая по многим причинам: во-первых, приурочена она к 225-летию великого русского поэта. Во-вторых, это первая постановка Анатолия Шульева в новом качестве – пост главного режиссера он занял в прошлом году. В-третьих, впервые в составе труппы на сцену выходит Александр Горбатов, которого вахтанговцы официально приняли в свою семью в начале этого сезона.

Именно звезда «Художника» и «ГДР» способна привлечь к постановке не только театральную публику, но и тех, кто куда активнее смотрит сериалы. Даром что играет Александр сразу две роли – в «Выстреле» и «Станционном смотрителе». Но об этом чуть позже.

Всего же повестей четыре – еще есть «Барышня-крестьянка» и «Метель» – против пяти в литературном цикле. «Гробовщика» решили не брать, тем более что двухактная постановка и так растягивается на три с половиной часа. Объединяет известные сюжеты человек дороги (Валерий Ушаков), который становится свидетелем хитросплетений человеческих судеб. Герой безымянный, Белкиным его никто не зовет, и решение это напоминает акт восстановления исторической справедливости – как известно, Пушкин своим именем повести не подписывал.

Драматургия выстроена от сезона к сезону: действие «Барышни-крестьянки» разворачивается весной и летом, осени соответствует «Выстрел», а зиме – «Метель». «Станционный смотритель» – еще одна весна, но уже отличная от предыдущих. Благодаря фантастической сценографии антураж русской глубинки проявляется во всей полноте: вот заря застает влюбленных за свиданием в роще, вот в лесу падает громадное дерево, а вот беснуется суровая снежная буря, сквозь которую пробивается дрожащий огонек церковной свечи.

На сцене – таинство венчания и отголоски военных сражений, покой старой усадьбы и запущенность дома, оставшегося без хозяйки. Прошлое незаметно врывается в настоящее – одни герои отступают в тень, другие оказываются в лучах света. Переходы поистине магические: перед зрителем настоящее кино, созданное без единой монтажной склейки. Поражает и количество воздуха, в котором растворяется сигаретный и пороховой дым (стреляют здесь много), и глубина сценического пространства, в которой многофигурные композиции выглядят словно ожившие картины.

«Даже когда наступает самое темное время года, темное время жизни, надо чуть-чуть подождать утра, весны – и за смертью снова начнется жизнь», – говорит Анатолий Шульев. Верность этой идее прослеживается и в жанре: несмотря на напряженные сюжетные повороты, назвать постановку исключительно драматической сложно. Здесь есть и эпические сцены, и сильная комедийная составляющая, и пасторальный сентиментализм.

При этом почувствовать себя внутри спектакля сложно: актеры не дают зрителю забыть, что они в храме искусства, а это значит, что на сцене происходит священнодействие. Легкая и уместная театральность выражается в экзальтированных жестах и репликах: звонко хохочут девицы-крестьянки, очевидно рисуется и жмурится от удовольствия идеалист Алеша Берестов (Константин Белошапка), бросается в ноги незваного гостя графиня (Анастасия Джентилини), обезумевшая от ужаса.

Наконец, аккумулирует всю свою внутреннюю силу Александр Горбатов, чья выдающаяся фактура и зычный голос позволяют играть и демонического стрелка Сильвио, и удалого гусара Минского. Первый – настоящий человек в черном, показательно сдержанный, но постоянно источающий угрозу. Второй – экспрессивный, берущий все, что ему вздумается, мгновенно захватывающий любое пространство, в которое он попадает. И, что особенно любопытно, оба героя обманывают зрительские ожидания.

Нервической пластики и импульсивных движений вообще много: персонажи удерживают друг друга и раздают пощечины, пускаются в погони и затевают драки, бросаются на землю – и в раскрытые объятия. В общем, страстно живут и отчаянно любят – этому живительному чувству уступают и молодость, почитающая храбрость за высшее благо, и зрелость, таящая в себе множество раскаяний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Российский фильм о бионических протезах взял главный приз на фестивале «Мир знаний»

Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…

9 часов назад

«Позывной Тишина»: Монолог-исповедь бойца СВО на театральной сцене

Один из героев нашего журнала в ответ на вопрос, почему на третьем году СВО все еще практически нет фильмов о…

12 часов назад

Король и принц Ирландии: Творческий путь братьев МакДона

Ирландия. Что первым приходит в голову, когда слышишь о ней? Лепреконы, трилистник, пабы, культовая песня Zombie группы The Cranberries. Но…

17 часов назад

Самые ожидаемые российские премьеры ближайшего будущего

Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Фэнтезийное роуд-муви с персонажами уральского фольклора, музыкальный байопик…

1 день назад

Классику военного кино «Мосфильма» привезли в Никарагуа

В Никарагуа привезли классику нашего военного кино. Целый ряд знаковых фильмов, созданных на студии «Мосфильм», продемонстрируют местной публике в рамках…

1 день назад

«Между нами химия»: Как удачно выйти замуж и не умереть

Бойкая Таня (Александра Бортич) в одиночку воспитывает дочку и сыночка, работая по ночам таксисткой. Ее мало-мальски стройный уклад жизни разбивается…

1 день назад