У стриминг-сервиса Netflix проблемы. Всего за неделю с 17 по 23 июля стоимость его акций упала на 15% (более чем на $50), и компания разом подешевела на $24 млрд. Что же стало причиной таких фантастических потерь? Невыполненные обещания. Просто каждый квартал руководство корпорации озвучивает прогноз на будущее. И вызвал падение котировок один-единственный несбывшийся прогноз — на второй квартал 2019 года.
Netflix намеревался завлечь в свои сети по всему миру 5 млн новых подписчиков, но наскреб только 2,7 млн. Более того, количество пользователей в США уменьшилось на 120 тыс. человек. Это произошло впервые со дня запуска и изрядно всех испугало. Видимо, к прошлогоднему рекорду в $400 ценные бумаги корпорации вернутся нескоро. Но вряд ли такая пробоина потопит ее окончательно, ведь биржевые настроения меняются ежесекундно.
Видеосервис много лет живет в долг — производство оригинального контента и рост подписчиков по всему миру требуют гигантских инвестиций. Причем постоянно. Только в прошлом году Netflix вложил в новые фильмы и шоу $12 млрд при чистой прибыли всего $1,2 млрд. Вдобавок средства достаются не даром, а под проценты, которые зависят от успехов на фондовом рынке и выполненных обещаний.
Собственно, это все, что лидер индустрии может предложить инвесторам и акционерам. Потому что в отличие от других интернет-компаний и традиционных кабельных и телеканалов Netflix не зарабатывает на рекламе, а выручка состоит в основном из оплаты подписок. Рост пользовательской базы означает и рост доходов.
Компания списала отток на неудачный весенний контент и заявила, что благодаря новым эпизодам «Очень странных дел» шоу «Натурал глазами гея» и финалу сериала «Оранжевый — хит сезона» с июля по сентябрь зрителей прибавится. Правда, Netflix считает, что независимые измерители аудитории не могут собрать достоверную статистику, а сама корпорация разглашает цифры только иногда.
Так о третьем сезоне «Очень странных дел», например, известно, что за 4 дня после релиза сериал включили 40,7 млн подписчиков, а 18,2 млн успели посмотреть полностью. Но привычка сообщать только об успехах, не раскрывая подробные данные, мешает независимому анализу перспектив и может в итоге отвадить инвесторов.
Учитывая текущие проблемы и появление все новых и новых конкурентов (HBOMax, Disney+ и другие), Netflix придется меняться. Но что это будут за перемены? Как вариант — доступ к статистике независимых аудиторов или показ рекламы.
Основатель и генеральный директор компании Рид Хастингс постоянно твердит, что реклама не появится на Netflix никогда, и директор по контенту Тед Сарандос объясняет это так: «Отсутствие рекламы — наш бренд. Особенно важно и для нас, и для подписчиков, что ее нет в детских фильмах».
Но 150 млн пользователей настолько привлекательны для рекламодателей, что за корпорацию уже все посчитали. И даже провели опросы общественного мнения о том, что произойдет, если в один прекрасный день в приложении появятся баннеры, а серии популярных шоу прервут посторонние ролики.
Согласно некоторым выкладкам, Netflix может получить $1 млрд дополнительной выручки в будущем году, если введет бесплатный вариант подписки с рекламой. Также аналитики кивают на диснеевский сервис Hulu, где 70% зрителей в США предпочитают платить всего $5,99 в месяц, но смотреть кино с рекламой, хотя есть и «чистая» опция за $11,99. Сервис это окупает, зарабатывая на рекламе ежегодно $1,4 млрд.
Что касается клиентов, то около 23% опрошенных собираются немедленно отключиться от Netflix, если реклама появится без удешевления подписки.
Стриминговый сервис еще не на краю пропасти, чтобы отказываться от многократно озвученной руководством идеологии, и использует традиционные способы привлечения зрителей. В первую очередь это оригинальный контент — как глобальный, так и национальный (корейский, индийский, немецкий, вьетнамский, испанский и т.д.). На этом Netflix и впредь экономить не собирается.
На отдельных рынках компания начала эксперимент со снижением цены на подписку — в Индии в июле запущен тариф только для мобильных устройств стоимостью 199 рупий (чуть меньше $3). До этого самый дешевый вариант обходился ежемесячно в $8,9. К концу года, если затея окажется удачной, этот вариант появится и в других странах мира. Например, в Южной Корее — там большая часть пользователей и так получает контент со смартфонов. Или в России, где только заметная уценка способна победить пиратство.
Яма на Уолл-стрит, в которую провалился Netflix, в июле может оказаться уже не такой глубокой. Если удастся выполнить очередные обещания и поразить новинками (в случае с третьим сезоном «Очень странных дел» уже удалось), то сервис без особых потерь дотянет до открытия Disney+ и Apple TV+ осенью этого года и сможет вступить в битву с ними с выгодных позиций.
Сейчас высокие ожидания от сервисов-конкурентов работают против Netflix. В сочетании с новостями о грядущем уходе с сервиса популярных сериалов это давит на акции компании и огорчает инвесторов. Когда продукт других корпораций наконец материализуется, при прямом сравнении с предложением Netflix он может оказаться уже не таким привлекательным.
Но перед всеми как старыми, так и новыми участниками рынка маячит новая проблема — усталость от подписок. Если весь контент теперь будет на разных площадках, где предел совокупной цены, которую готов платить зритель?
Как показывают опросы, проведенные пока только в США, оптимальной суммой за все стриминг-подписки американцы назвали всего $21 в месяц. Кто покажет себя незаменимым и втиснется в этот предел, тот и выиграет первое сражение стриминговой войны.
Для многих пользователей Netflix — не только оригинальный контент, но и библиотека с любимыми сериалами. Однако некоторые из хитов скоро переедут на другие площадки.
В конце прошлого года продление прав на ситком обошлось Netflix в $100 млн, но уже тогда WarnerMedia предупредили, что это в последний раз. С 2020-го «Друзья» поселятся на HBO Max.
Ситком о работниках компании «Дандер-Миффлин» — одно из самых популярных шоу на Netflix. Возможно, поэтому корпорация NBCUniversal забрала его обратно себе, и с 2021 года будет эксклюзивно показывать на собственном стриминговом сервисе, у которого пока даже названия нет.
Фанатам медицинской драмы о самой известной больнице Сиэтла пока не о чем беспокоиться — 15-й сезон сериала появился на Netflix. Правда, досматривать шоу придется уже на Hulu. Disney вряд ли оставит «Анатомию страсти» своему главному стриминговому конкуренту больше чем на год.
NBCUniversal проанонсировала свой стриминговый сервис в начале года. Тогда же руководство намекнуло, что заберет все свои активы у конкурентов. «Офис» уже пакует вещи, и за «Парками» хозяева тоже скоро придут, хотя официальная дата переезда с Netflix пока не назначена.
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…