С Леонидом Верещагиным и «Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова» случайные люди не работают. За три года до декабрьской премьеры блокбастера «Огонь» Алексей Нужный снял «Я худею», ставшую самой прибыльной на тот момент российской комедией (670 млн рублей при бюджете 87 млн). И вот режиссер вновь обратился к этому жанру, но теперь под началом продюсеров, с которыми делал историю о героических пожарных-спасателях.
«Пара из будущего» – многослойное произведение по нескольким причинам. Во-первых, потому, что действие в нем сначала происходит в 2040 году, а потом в 2020-м, и это два разных мира. Во-вторых, потому, что начинается все как фантастическая драма, потом превращается в трагикомедию, просто комедию и заканчивается как мелодрама. В-третьих, каждый увидит в фильме что-то свое – кто-то лишь общий смысл, кто-то заметит отдельные нюансы, а для кого-то, возможно, вообще самым ценным станет какая-то деталь, на которую большинство даже не обратит внимание. А тут таких сюжетных и визуальных крючков хватает!
Итак, 2040 год. Нижний Новгород. Евгений (Сергей Бурунов), зарабатывающий лишь сдачей крови, и театральная актриса Александра (Мария Аронова) вместе уже 20 лет, и за эти годы от их былой любви не осталось и следа. Светлое чувство давно переродилось сначала в равнодушие, а затем, что самое страшное, в презрение. Жена хочет развестись, и этого не произошло лишь потому, что у мужа нет денег на уплату госпошлины, но ему стыдно в этом признаться.
Удар молнии закидывает супругов в 2020-й – как раз в тот самый день, когда Женя (Денис Парамонов) совершил самый романтический поступок в своей жизни. Тогда в финале спектакля, где блистала Саша (Дарья Коныжева), он вышел на сцену и при полном зале сделал ей предложение. Поняв, где они (а вернее, когда), попаданцы решают, что должны сделать все, чтобы их юные версии не сломали друг другу жизнь…
Такой сюжет открывает перед создателями фильма немало возможностей. Начнем с того, что 2040-й изображен миром, в котором все решает твой социальный статус, выраженный в виде некоего рейтинга. Чем ниже он, тем меньше у тебя прав и возможностей. И выглядит это жутковато, поскольку у Евгения, конечно, с этим проблемы.
Примерно на том же построен первый эпизод третьего сезона сериала «Черное зеркало» с Брайс Даллас Ховард в главной роли. Впрочем, все показанное там не так уж фантастично – в той или иной мере все уже так. Но от этого показанное не менее мрачно.
Зато 2020-й нашпигован юмором и специально прописанными гэгами. Сцена бартерного обмена – суперкроссовки в уплату аренды стареньких «Жигулей» – куда круче и смешнее, чем даже похожие эпизоды в «Назад в будущее». Ну или, например, стычка Евгения с полицией, а позже с разъяренным бойфрендом театральной коллеги Саши. Герой Бурунова вообще оказывается основным двигателем истории.
Надо сказать, что каст – одно из главных достоинств картины. Бывшие однокурсники, Бурунов и Аронова, впервые встретились на площадке, и это выглядит досадным упущением, потому что кажется, что они всю жизнь играют в паре. Потрясающий контакт и помноженный надвое талант чувствуются в каждой совместной сцене. Притом что оба не про хи-хи и ха-ха: они смешат без улыбки на лице и без вербальных шуток. И это отдельное мастерство!
Сценарий, написанный Нужным в соавторстве с актером и блогером Евгением Куликом, который снимался у него в комедии «Я худею», хочется похвалить за внимание к деталям. Тут нет не выстреливших ружей. И если деревенский гопник брякнул, что только что установил в свой тарантас систему ГЛОНАСС, то не просто так, и этот факт обязательно пригодится.
«Пара из будущего» – несомненный успех, потому что его создателям удалось придумать убедительные слова, поступки и доводы, которые заставляют поверить в финал. Ведь то, удастся ли героям всего за сутки починить то, что давно сломано, – вопрос, который будет мучить любого вдумчивого зрителя. А удается! Хотя по первому ощущению это было практически невозможно.
Соответственно, смотреть фильм стоит с подрастающими детьми: учиться нужно на чужих ошибках, и по возможности их не совершать. Жизнь же – не кино, и она такой фантастический шанс отправиться в прошлое, увы, не предоставит.
Да и конечно, отдельное спасибо за пару очень трогательных сцен, и прежде всего за эпизод с родителями Саши. Как завещал Бертран Блие, приготовьте ваши носовые платки!
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…