С момента эпидемии смертоносного вируса в Южной Корее прошло четыре года. Пусан, когда-то казавшийся безопасным, превратился в руины, по которым шастают ходячие мертвецы. Чудом спасшиеся счастливчики живут в Гонконге, где терпят дискриминацию со стороны местных. Для них они навсегда останутся разносчиками заразы, отбросами, способными выполнять грязную работу. Хан Джон Сок бежал от болезни на корабле вместе с семьей сестры, но недуг пробрался даже на борт лайнера. Лишившийся всех близких, кроме зятя, и уставший от суровых будней люмпена, он соглашается помочь местным криминальным элементам. Нужно всего лишь тайно пробраться на зараженный корейский полуостров и вытащить из грузовика кучу денег. С мертвецами, как известно, непыльной работенки быть не может, и план по быстрому обогащению превращает героев фильма-ограбления в персонажей Left 4 Dead.
Зомби-трилогия Ен Сан Хо, в которую, помимо «Полуострова», входят анимационный приквел «Станция «Сеул» и камерный железнодорожный экшен «Поезд в Пусан», наконец-то замкнулась, цельно обрисовав развитие вируса в трех временных промежутках. Вопрос, продолжит ли бывший аниматор рассказывать про голодных безмозглых монстров, по-прежнему открыт: концепт «Пусана» сам по себе не нуждался в продолжении, но неожиданный успех хоррора вынудил развивать тему. Хотя развивать ее, будем честны, как минимум странно. Уже по двум фильмам было понятно, что Ен Сан Хо зациклен на вопросах нравственности и до ужаса поучительных жанровых коллизиях. Только уникальная форма каждого из проектов позволяла оправдать назидательные интонации их создателя. Социальная ангажированность в корейском кино — уже не новость, но в случае «Пусана» и «Станции «Сеул» все получалось слишком метафорично и выспренно.
«Полуостров», что забавно, с предыдущими фильмами серии вступает в антагонизм. Масштабный, наполненный экшеном и совсем далекий от всякого рода общественных сентенций (или, по крайней мере, от их открытой декларации), он отказывается подхватывать затянувшуюся мелодию и решает играть собственную музыку. Правда, не совсем в такт и будто бы намеренно диссонируя. Местом действия «Полуострова» становится целый город с высотками и широкими дорогами, посреди которых — мертвецы-кегли, эффектно разлетающиеся при каждом столкновении со здешними апокалиптическими стритрейсерами. Здесь Хан Джон Сок попадает в лагерь выживших — эдакий аналог городка-форта из третьего «Безумного Макса». Даже купол грома имеется: пленных, разумеется, не по собственной воле отправляют сражаться за жизнь на зомби-арену.
Если «Пусан» и «Сеул» можно было назвать своеобразным трибьютом творчеству Джорджа Ромеро, который тоже анализировал социальные механизмы и отслеживал разложение человеческой души в нечеловеческих обстоятельствах, то «Полуостров» тяготеет к дешевому эксплуатационному кино и «шедеврам» эпохи VHS. Постапокалиптические «Безумных Максов» и «Побеги…» Джона Карпентера критики отчасти справедливо называют источниками вдохновения Ен Сан Хо, но третья часть его эпопеи о зомби скорее похожа на их бесчисленные малобюджетные аналоги.
Дело не в том, что «Полуостров» до опусов Миллера или Карпентера не дотягивает — порой еще как дотягивает и выразительно их даже опережает, а в том, что ярко выраженной жанровости, а следовательно, и неестественности тут больше. Формально кино пытается работать в рамках мрачного сдержанного зомби-хоррора: отсылает к повседневной повестке (учитывая случайное попадание в контекст коронавируса и абсурдных обвинений китайцев, «Полуостров» и вовсе обретает двойное дно), пытается не выходить за пределы научной фантастики с ее стройными сюжетными объяснениями и вообще держится предельно серьезно, безо всякой ироничной оглядки на жанр. Но вот на деле Ен Сан Хо снимает совершенно другое кино. И черт бы с этими осознанными референсами в сторону классики — «Полуостров» безумен еще и ненамеренно.
В первую очередь из-за своего раздутого драматизма. Семейные разборки, муки совести из-за аморальных поступков, самопожертвование — кажется, вот-вот заиграет заунывная грустная музыка и включится рапид (сразу вспоминается скетч The Lonely Island из Dear Sister). Вскоре, впрочем, ожидания оправдываются, и на таком фоне даже беззастенчиво манипулятивный «Пусан» покажется парадоксальной и многослойной шекспировской трагедией.
Пытаясь быть размашистым высокобюджетным блокбастером с перестрелками, погонями и взрывами, триквел неосознанно выдает собственную дешевизну. Якобы адреналиновые столкновения на крутых тачках не впечатляют из-за недостатка то ли средств, то ли хорошего VFX-эксперта. Для фанатов жанра, быть может, такой исход совсем не плох — в кои-то веки увидеть настолько наивную бэшку в кинозале с учетом весенней изоляции — это нечто из разряда фантастики. А вот для неподготовленного зрителя, уже изголодавшегося по настоящему кино, «Полуостров» может стать шоком, предостерегающим от дальнейшего похода в мультиплексы.
Хотелось бы и вовсе обойтись без этой индустриальной стороны, но в случае «Поезда в Пусан 2» — первой большой премьеры лета, по счастливому совпадению еще и рассказывающей о случае страшного вируса где-то на Востоке, — промолчать сложно. Это кино рассчитано на нишевого зрителя, зацикленного на постмодернистских (не)преднамеренных повторениях и постыдных удовольствиях. Похожий продукт недавно выпустили продюсеры с Netflix, когда адаптировали другой корейский зомби-ужастик — исторический хоррор «Королевство» о мертвецах в древнем восточном государстве. Уже на протяжении двух сезонов сериал ходит на грани глупого би-муви и вдумчивого исследования общественного расслоения. Авторы «Полуострова», напротив, решили максимально расширить собственную аудиторию и сделать кино, доступное и понятное любому зрителю. Фокус, правда, по чьей-то вине прервался на полуслове — публика получила гиковскую вещицу, где художественная пошлость остается самым высокохудожественным элементом.
«Поезд в Пусан 2: Полуостров» уже в кинотеатрах.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…