«Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног», «Нефть», «Мастер», «Врожденный порок» и «Призрачная нить» — все это фильмы Пола Томаса Андерсона, прижизненного классика, пижона и гения современного кино. Его картины преподают в киношколах, а синефилы и кинокритики разбирают их на детали и, раскрывая скрытые смыслы, возносят до небес. Но мы обратили внимание, что сам режиссер на вопросы в духе «А что вы этим хотели сказать?» — почти всегда отвечает иронично или вставляет знаменитое «Не хочу пускаться в излишние философские рассуждения». В одном из промоинтервью к «Призрачной нити», например, он с большим воодушевлением рассказывал о том, что ел с детьми на завтрак, а не рассуждал — исследует ли его новое кино власть и доминирование. Об этой забавной черте характера великого режиссера, которому сегодня исполняется 50 лет, мы бы и хотели рассказать.
Сейчас это воспринимается с улыбкой, но после успеха драмы о порноиндустрии «Ночи в стиле буги» весь оскаровский сезон 1997 года Пола Томаса Андерсона последовательно называли вторым Квентином Тарантино. Журналисты интересовались, вдохновлялся ли он «Криминальным чтивом»? На что Андерсон парировал, что его музой в работе над фильмом были порноактрисы, особенно те, что были на кассете, которую в детстве он нашел у отца. Сам же Тарантино спустя много лет назовет Андерсона «художником среди кинематографистов».
Следующий фильм «Магнолия» — драма о несчастливых в личной жизни людях, пичкающих себя лекарствами, наркотиками и алкоголем, бесплодными мечтами, чтобы хоть немного приблизиться к приемлемому образу себя. И на вопрос:«Мистер Андерсон, вы одинокий человек? У вас было трудное детство?» — режиссер отвечал:
«Нет, все было хорошо, у меня было счастливое детство. «Магнолию» помогла написать змея в домике Уильяма Мэйси. Я боялся выйти наружу, потому что видел ее каждый день».
Конечно же, Андерсон не всегда был такой и о своих фильмах и кинематографе в целом может поговорить развернуто и по делу, но ирония повышает градус.
«Я хотел снять не библейскую историю, а комедию в стиле Адама Сэндлера. И у меня почти получилось». Про фильм «Любовь, сбивающая с ног», в котором сам Сэндлер сыграл главную роль.
«Это всего лишь рассказ о плохом человеке, который ищет нефть». Про «Нефть» с выдающимся Дэниэлом Дэй-Льюисом.
«Я снял не байопик основателя секты сайентологии, а историю о том, как женщина может разрушить дружбу двух мужчин… Шучу… Нет, решите сами — о чем фильм», и добавляет, что вставил в картину сцены, написанные для «Нефти», но не попавшие в финальный сценарий. Про «Мастера» с Хоакином Фениксом и Филипом Сеймуром Хоффманом.
Остается гадать, Пол Томас Андерсон так веселится или просто не любит объяснять свое творчество кому-либо? А может, дело в его супруге Майе Рудольф? Невероятно недооцененная комедийная актриса, звезда Saturday Night Live, дочка соул-певицы Минни Рипертон (ее хит Loving You знает весь мир) вот уже 19 лет живет гражданским браком с режиссером и является матерью четверых его детей.
«Чувство юмора Майи, конечно же, оказало влияние и на меня как на режиссера».
Это Андерсон говорит о своей жене в одном из интервью. Надеемся, что серьезно. Хотя, скорее всего, это именно Майя научила свою вторую половинку уходить от философских бесед и шутить над журналистами и кинокритиками.
А ведь мог бы с бокалом вина в руке, с паузами в словах рассказывать, что в основе почти всех его картин — например, тщеславие. Что доходящая до уродливых форм страсть к самореализации руководит большинством героев его историй. Или что он часто предпочитает отказаться от монтажа в пользу резких поворотов камеры от одного объекта к другому. Но нет, мастер улыбнется и лучше поведает о том, что завтрак человека очень много может рассказать о его личности.
В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…