В Киевской опере этим вечером была какая-то большая премьера. Респектабельные любители прекрасного расселись в мягких креслах, а оркестранты — на стульях. Вышел дирижер, взмахнул палочкой и — в зал ворвались люди в камуфляже. К счастью, за происходящим наблюдал спецназ, который обезвредил террористов и успел провернуть какую-то собственную операцию по извлечению плутония и засекреченного агента. Один из спецназовцев (Джон Дэвид Вашингтон), впрочем, не смог унести ноги от русских, но во время пыток сумел проглотить капсулу с ядом. Очнувшись (капсула вроде как была ненастоящей) мертвым для всего остального мира, спецагент узнает, что операция была проверкой и теперь у него новое задание.
Дело в том, что в мире идет некая загадочная война, пострашнее ядерной, а значит, надо предотвратить гибель человечества. Для того, чтобы разобраться в происходящем и победить у героя поначалу всего два инструмента: жест (сцепленные в замок пальцы) и слово «довод», которое откроет все необходимые двери. Вскоре выясняется, что основным оружием в новой войне является технология обратной энтропии, благодаря которой, например, пули залетают обратно в ствол. Уничтожить мир при помощи этой заразы хочет русский миллионер Андрей Сатор (Кеннет Брана). Главным союзником герою назначен белобрысый спецагент Нил (Роберт Паттинсон), который умеет не только бегать, стрелять и драться, но и обладает ученой степень по физике.
Есть много способов суммировать ощущения от этого удивительного фильма, но самый яркий и изящный образ, пожалуй, предложен режиссером Кристофером Ноланом в самом начале. Дирижер взмахивает палочкой, и любители академической музыки вдруг выясняют, что вместо, допустим, «Евгения Онегина» их ожидает два с половиной часа «Струнно-вертолетного квартета» Карлхайнца Штокхаузена. К этой подмене, впрочем, готовит уже имя режиссера — Нолан никогда не искал легких путей. Заявление о том, что «Довод» является его версией шпионского фильма, вряд ли ввело кого-то в заблуждение. Никто и не ждал обычного боевика от человека, снявшего лучший космический фильм прошлого десятилетия («Интерстеллар»).
Тем не менее Нолан, со свойственной ему педантичностью, действительно передает приветы предшественникам. В первой половине «Довода» Вашингтону, например, постоянно указывают сперва на то, что он не умеет выбирать достаточно дорогие костюмы, а потом на то, что он не умеет их носить. Самые эрудированные здесь вспомнят о том, что до того, как стать агентом с лицензией на убийство, Джеймс Бонд был шпаной и беспризорником. Этот намек, видимо, позволил оставить главного героя «Довода» вообще без имени. В титрах он зовется просто Протагонист. И в такой анонимности, разумеется, ключ ко всему нолановскому методу.
Режиссер слишком умен и слишком несентиментален, чтобы всерьез выстраивать романтическую шпионскую интригу. В «Доводе» она заменена практически ничем не замаскированной схемой: нужна большая (самая большая) цель, нужны диковинные приспособления, нужен русский бандит (вполне в духе времени). Дальше Нолан не то чтобы разбирает или разрушает эту схему, он превращает ее во что-то вроде ленты Мебиуса. Путешествия между прошлым и будущим не являются новым для кинематографа предметом, но еще никто, кажется, не пытался (вслед за Гербертом Уэллсом) представить время как физическую субстанцию, дорогу с двусторонним движением. Фильмы режиссера всегда чурались метафоричности. Конкретность высказывания — вот что в Кристофере Нолане раздражает и восхищает больше всего. «Интерстеллар» был фильмом про космос, «Начало» — про механику сновидений, трилогия про Бэтмена — ну, про Бэтмена. «Довод» — скрупулезное исследование времени и его восприятия.
Собственно, с восприятием в «Доводе» и связан главный фокус. При желании весь сюжет можно пересказать внятно и последовательно (что уже, кстати, сделано в «Википедии»), но аттракцион заключается не в разгадывании загадки и не в сопереживании героям. Головоломка здесь — эта самая обратная энтропия. Речь не о нелинейности истории (с ней играли уже даже в «Мстителях»), а каждого момента времени. Актеры рассказывают, что Нолан заставлял их по-настоящему, без всякой графики двигаться и разговаривать задом наперед. И перед этим меркнут и положенные жанру перемещения по всему миру (в кадре Мумбаи, Таллин, Осло, Лондон), и по-настоящему взорванный боинг (оказалось, что это дешевле, чем нарисовать на компьютере). Ключевую погоню здесь снимали около трех недель, и не приходится сомневаться в том, что все эти трюки с обратным движением скоро будут взяты на вооружение так же, как когда-то вставший на дыбы город из «Начала».
В то же время поговорить о развлекательной функции, необходимой для блокбастера, здесь не получится. Но опыт просмотра наверняка будет уникальным в этом сезоне — и дело совсем не в последствиях пандемии. Пытаясь разобраться в механике времени вместе с Ноланом, зритель погружается в особое напряжение, от которого даже может разболеться голова. Но образование новых нейронных связей дело вообще крайне непростое — и столь же необходимое.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…