В Санкт-Петербурге набирает популярность театр Fulсro, основанный выпускниками мастерской Вениамина Фильштинского, учившего в свое время Константина Хабенского и Ксению Раппопорт. Среди талантов нового поколения уже есть восходящие звезды кино – Сергей Горошко («Майор Гром: Чумной Доктор») и Анна Завтур («Немцы»), однако громко курс заявил о себе в театре, выиграв в прошлом году «Золотой Софит». Высшая премия города впервые была присуждена студенческому проекту – и это тот редкий случай, когда речь не идет о кредите доверия.
Планку артисты держат – на «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека зрители приезжают со всей страны, а за билетами на интерактивные маршруты «Страх», «Ясность», «Сила» и «Старость» идет настоящая охота.
Новым местом силы для труппы стала территория бывшего завода имени Степана Разина – артисты сами оборудовали театральное пространство, меняющееся под их нужды. В отличие от маршрутов «Наш класс» выдержан в более традиционной стилистике. На сцене – таблички с именами реальных жертв погрома в польском Едвабне. В июле 1941 года, после отступления Красной Армии, поляки согнали местных евреев – своих соседей, друзей и родных – в овин, заперли его и подожгли.
Зверство настолько бесчеловечное, что поначалу поверить в его реальность не получается, однако все меняется за считаные минуты. Говорить о «Нашем классе», используя формулировки «прошлое оживает на глазах», по крайней мере вульгарно, но артистам действительно удается погрузить публику в закрытый, некогда уютный – в том числе за счет детского восприятия – мир дружных одноклассников, который регулярно сотрясают внешние ужасы.
К концу первого акта хочется, чтобы все побыстрее закончилось – кажется, что дальше будет только хуже, хотя хуже некуда, а мир сжимается до одной точки, до голоса, звучащего со сцены. Лишь после приходит осознание того, как в этих всполохах ярости, агонии, отрицания и страха существуют актеры, понимая, что они будут переживать этот момент в каждом новом спектакле. Уводя за собой зрителя – без лишнего давления или ненужной патетики.
Финал первого – из долгих трех – акта с эмоциональной точки зрения не поддается определению. Это растянутое переживание, противоестественное, болезненное настолько, что ему сопротивляется само тело. Сидеть ровно не получается, дышать ровно не выходит. Слышать случайный смех в антракте странно – как вообще может существовать в мире, где происходит подобное, такая вещь, как смех?
После антракта накал страстей чуть спадает, но динамика не теряется, а герои не дают публике ни единого шанса отвлечься. Второй акт подходит к концу слишком быстро. В начале третьего неожиданно возникает парадоксальное желание, чтобы эта история заканчивалась.
Впрочем, после «Нашего класса» много чего не хочется. Не хочется говорить о спектакле фабульно. Не хочется перечислять, кто кого убил и подставил, чего лишился тот или иной человек, потому что это не выйдет сделать буднично, как было возможно каких-то три с половиной часа назад. Не хочется отмечать авторские находки, которые органично вплетаются в происходящее, или возраст актеров, говорящих, что им 60 или 80 лет, уверенных в своей правоте, ищущих спасения, обезумевших от страха или отчаяния. Не хочется рассуждать о психологии, механизмах замещения и историческом контексте, потому что все это далеко и неважно.
Зато близко – шелест народных песен, перерастающий в яростный грохот, сначала вызывающий желание зажмуриться, а потом возвращающий обратно. В реальность, где дышится, молчится и думается теперь абсолютно по-новому.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…