«Можно ли потратить 20 млн долларов на съёмки одного эпизода сериала? Конечно! Если проект смотрит достаточное количество человек, то мы с уверенностью можем вложить такое количество денег на улучшение качества сериала». Именно такими словами начал одно из своих выступлений финансовый директор стримингового гиганта Netflix Дэвид Уэллс.
Ещё совсем недавно разговоры о том, что всего один эпизод телевизионного сериала может стоить 20 млн долларов, заставляли таких воротил бизнеса, как Уэллс, громко смеяться. Однако времена изменились, и теперь астрономические цифры не кажутся смешными. Наоборот, студии видят в этом совершенно логичное продолжение. Ведь другой крупный игрок индустрии – канал HBO – тратит на свои проекты всего немногим меньше. По последним данным, бюджет каждого эпизода «Игры престолов» стоит порядка 15 млн долларов.
Работа традиционных каналов в «эру развития телевиденья» сильно изменилась потому, что им на пятки наступают стриминговые сервисы. Чтобы соответствовать качеству их продукта, каналы очень часто раздувают свои бюджеты до космических цифр, но таковы правила сегодняшней индустрии.
Резкое увеличение стоимости эпизода можно объяснить паникой исполнительных директоров каналов. По данным статистики, в среднем бюджет одного эпизода драматического сериала сейчас равняется 5-7 млн долларов. Эпизод получасового сериала стоит от 1,5 до 3 млн долларов. Эти цифры очень отличаются от тех же показателей 5-летней давности, когда одна серия драмы стоила 3-4 млн долларов, а получасовой эпизод около 1 млн долларов.
Новые стандарты устанавливает в первую очередь Netflix. Например, первый сезон мистического сериала «Очень странные дела» стоил 48 млн долларов (6 млн за эпизод), а второй сезон подорожал до 64 млн долларов (8 млн за эпизод). Другой хит сервиса – сериал «Корона» – обходится Netflix в 10 млн долларов за эпизод.
Но общая цена возрастает не только из-за дорогих декораций или спецэффектов. Львиную часть бюджета забирают актёры или шоумены, чьи гонорары также заметно взлетели за последнее десятилетие.
Дэвиду Леттерману – популярному комику и ведущему вечерних шоу – заплатили за возвращение на телевидение 12 млн долларов. Ведущий получил от Netflix чек в размере 2 млн за каждый эпизод ТВ-программы.
В индустрии часто веет страхом. Игроки ТВ-рынка боятся, что Netflix со своими головокружительными контрактами и бюджетами просто вышвырнет за борт «стариков». По словам бизнесменов, стриминговый сервис создаёт искусственный вакуум, после которого пострадает весь рынок. По-другому сложно объяснить контракты Криса Рока и Эллен ДеДженерес, которые теперь получают от Netflix в 2 раза больше, чем двумя годами ранее получали у HBO – по 20 млн долларов.
Но Netflix – далеко не единственный агрессор рынка. Amazon выкладывал по 8 млн долларов за каждый эпизод экшн-сериала «Джек Райан», а ещё по 5 млн долларов за получасовую серию «Тика». Роберт Де Ниро – настоящий рекордсмен студии, да и вообще всего рынка сериалов. Он получал по 775 тысяч долларов за эпизод криминальной драмы режиссёра Дэвида О. Расселла.
Взвинчивание бюджетов происходит не только в индустрии так называемых «игровых» сериалов. Компания Apple платит по 2 млн долларов за каждый эпизод шоу CBS «Carpool Karaoke» с ведущим Джеймсом Корденом. А его эпизоды длятся и вовсе меньше 30 минут.
Что приходится делать кабельным каналам? Доставать из кармана толстый кошелёк. «Тяжеловес» канала HBO «Мир Дикого Запада» находится в одной весовой категории с сериалом «Корона». Первый сезон «Американских богов» от Starz обходился каналу в 8 млн долларов за эпизод. А «Уилл» от канала TNT стоил около 6 млн долларов за серию, хотя снимали его в Уэльсе, а главные роли исполняли местные актёры с мизерными гонорарами.
«Старичкам» индустрии, вроде ABC, CBS, NBC или Fox, приходится привыкать к тому, что теперь не им несут самые горячие проекты. Возможно, они даже не вторые в этой очереди. Теперь им приходится делать основную ставку на один или два самых ярких проекта («Жизнь как шоу», «Отчаянные меры», «Терра Нова»). Кстати, самые «жирные» бюджеты теперь получают зимние и весенние сериалы, тогда как летом и осенью выходят самые дешёвые в плане производства. Такая тенденция продиктована доходами от рекламы и большими трудностями в монетизации продуктов.
На вершине горы, естественно, располагается король. Сериал «Игра престолов» с его бюджетом в 15 млн долларов за эпизод по расходам больше похож на качественный полнометражный фильм, нежели на ТВ-сериал. Но «Игра» — это аномалия индустрии. Когда сериал только дебютировал на HBO, его цена не отличалась от обычной драмы – 6 млн на эпизод. Но потом проект превратился в нечто монструозное, он обзавёлся четырьмя континентами, несколькими враждующими кланами, множеством батальных сцен. Продажи на иностранные каналы и доход от трансляций приносит HBO невероятную прибыль. А ещё «Игра престолов» стала настоящим флагманом канала и всего кабельного телевидения.
«Это гонка вооружений. И продолжится она до тех пор, пока хоть кто-нибудь не осознает, что биться головой об стену – не выход из ситуации», — считает аналитик компании Wedbush Securities, которая предоставляет информацию для Netflix.
Вице-президент Netflix по оригинальному контенту Синди Холланд уверена, что цены на производство сериалов будут расти до тех пор, пока проекты будут становиться длиннее, амбициознее и более технически совершенными и сложными. Однако она также считает, что крупные сериалы могут сосуществовать вместе с маленькими и скромными, чей бюджет не должен быть переоценён.
«Мне кажется, что индустрию сериалов можно сравнить с индустрией пивоварения. Есть крупные компании, которые делают пиво для всех, а есть маленькие пивоварни, которые выпускают что-то крафтовое. И каждый проект уникален, он не пересекается с другим. HBО долгое время был единственным игроком на рынке. Но теперь появилось множество других ребят, которые занимаются тем же самым».
И всё-таки многие участники «старой школы» уверены, что переплачивать за шоу – неприемлемо. А дальнейшее раздувание бюджетов может привести к катастрофе в индустрии.
«Я смотрела шоу “13 причин почему”. На Netflix за каждый эпизод этого шоу платят 5 млн долларов. Я делала точно такие же шоу для Warner Bros. за 2 млн за эпизод, и они ничем не отличались. Я не вижу ни одной причины, почему за такое нужно переплачивать», — негодует директор по контенту на YouTube Сюзанна Дэниэлс.
Главной причиной крупных бюджетов называют основной принцип работы новых платформ – все они работают по платной подписке. Такой подход к производству даёт компаниям быструю окупаемость, а, значит, возможность тратить больше «здесь и сейчас».
Глобализация также вносит свою внушительную лепту в формирование аномально больших бюджетов. Теперь у гигантов вроде Amazon и Netflix есть право на владение уникальным контентом, которое длится 20, а то и 30 лет. А это значит, что студия или сервис получает огромную прибыль от использования этого контента в США или за рубежом. Работает это по схеме «чем больше бюджет, тем больше процентных отчислений придёт тебе на счёт». Именно поэтому студии очень заинтересованы в том, чтобы бюджет их шоу был как можно большим.
Ещё одной весьма важной причиной резкого скачка цен является неопытность шоураннеров, которые за новые проекты и отвечают. Именно шоураннер и его команда отвечает за бюджетирование и продакшн каждой сцены нового сериала, а найти опытных людей из индустрии не всегда легко. Что неудивительно, ведь хороших шоураннеров не может хватить на все выходящие сейчас сериалы. Ещё в 2011 году выходило 266 сериалов, а уже в 2016 году их стало 455. По оценкам аналитиков канала FX, в 2017 году на ТВ-экраны вышло более 500 сериалов.
«Такой пик телевизионной активности создал совершенно беспрецедентную среду внутри индустрии. Раньше актёрам, режиссёрам и сценаристам приходилось бороться за своё место в проекте, теперь же студии сами за ними бегают», — уверен директор по контенту NBC Universal Джефф Вотчел.
Внутренние источники сообщают, что, если раньше среднестатистический режиссёр мог заработать за один эпизод сериала 20 тысяч долларов, то теперь его гонорар может достигать 40,50 или даже 70 тысяч долларов.
Огромный поток режиссёров полнометражных фильмов в ТВ-индустрию также оставил свой отпечаток на ценах и зарплатах. Совершенно очевидно, что для привлечения крупного режиссёра нужно выложить большую сумму, иначе он так и продолжит снимать полнометражные фильмы для крупных студий. «В работе над фильмом ты можешь получить 10 млн долларов, и это будет нормально. На ТВ таких гонораров для режиссёров нет».
Генеральный директор канала FOX Джон Лэндграф видит ещё одну сторону того, что люди из работы с «большим» экраном переходят на «маленький»: «Телевидение очень многое получило. Раньше это индустрия была, в основном, для сценаристов, теперь она открылась и для больших режиссёров».
Не стоит забывать и о локациях. Если раньше большинство сериалов было простыми ситкомами и снимались на студии в нескольких примитивных декорациях, то теперь сериалы всё чаще выходят в открытый мир. Трейлеры, перевозки съёмочный группы и аппаратура, трансферы звёзд – всё это раздувает бюджеты проектов. Также важно отметить, что большая часть эпизодов снимается в крупных американских или канадских городах – Нью-Йорк, Ванкувер, Атланта – где нужно во время перекрыть движения транспорта или снять дорогостоящие апартаменты.
Раньше всё оборудование для сериала могло влезть в крупный автомобиль. Теперь же продюсерам приходится снимать громадные грузовики, которым, в свою очередь, не разрешают парковаться в центре города. Таким образом, она остаются за чертой мегаполиса, и каждый раз, когда оператору или режиссёры нужны новые детали из грузовики, людям приходится добираться до него по несколько часов. Таким образом тратится время, а, значит, количество съёмочных дней увеличивается.
«Я согласен со многими бюджетами проектов, которые в итоге будут претендовать на «Эмми». Я согласен с бюджетами тех сериалов, которое помогают раскрываться режиссёру, актёру или целой истории. Но я очень часто вижу конечный продукт, на который не хочется смотреть», — считает один из исполнительных директоров канала.
Однако стоит подчеркнуть, что далеко не все сценаристы, шоураннеры, режиссёры и даже целые каналы и студии завышают бюджеты.
«Мне всегда казалось, что лучше всего работать, когда у тебя есть какие-то ограничения. Тогда ты начинаешь проявлять смекалку и креативить. Тебе приходится быть настолько эффективным, насколько ты можешь», — считает шоураннер сериала «Девственница» канала CW Снайдер Урман.
Но Синди Холланд из Netflix уверена, что, чем быстрее пройдёт период модернизации у всех студий и каналов, тем раньше вся индустрия выйдет на новый уровень: «ТВ больше не похоже на то, каким оно было раньше. Мы наблюдаем за очень интересной эволюцией индустрии. Оно открывает двери для разнообразия и прогресса. Да, без неудач не обойтись, но общая тенденция индустрии приведёт к её расцвету».
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…