Иван Кудрявцев, главный редактор киноканала Cinema, автор и ведущий программы «Индустрия кино» — о перспективах российского кинематографа в преддверии XIX торжественной церемонии вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел».
Устояв в условиях глобального коллапса, мы выходим на новый рубеж с шансом переродиться в одного из лидеров мировой киноиндустрии. 2020-й и его афтершоки скрывают другой грандиозный тектонический сдвиг. Пандемия лишь вызвала разрядку напряжения, годами копившегося в глубинных пластах рынка. Мы обсуждаем, как его «трясет», не замечая, что задвигались целые материки. По аналогии с геологией это заря новой эры.
Это будет эра освобождения кино. Монополия мейджоров в прошлом. Кинопроизводитель теперь не просто может дотянуться до каждого зрителя. Зритель теперь — полноправный инвестор. Дотянуться до него могут все, и желающих все больше. Но больше и точек входа в индустрию, и порог станет легче перешагнуть.
Это пробуждает аппетит к открытиям, новым лицам, акцентам киноязыка. В эту новую эру у нашего кино появляются возможности, которых не было не то что в современной — во всей его истории. Это возможности экспансии, завоевания новых рынков и, конечно же, своего. К этому рубежу мы подходим как голодный волк после тощей зимы: напружинившись, с огнем в глазах. Здоровый охотничий тонус.
В десятке самых кассовых фильмов 2020 года — пять наших: «Холоп», «Лед 2», «Вторжение», «Союз спасения», «Непосредственно Каха!». Рекорд раз. Доля кино РФ в годовом бокс-офисе — под 47%. Рекорд два. А ведь зарубежных фильмов работало куда больше! Да, весь Голливуд переехал, но и наши продюсеры могли припрятать товар до лучших времен.
Потери их огромны, а что в завоеваниях? Во-первых, живой прокат. Прямо сейчас сказочный «Последний богатырь: Корень зла» срывает свой исторический куш. Всего российских фильмов в топ-10 лидеров праздничной «битвы» семь! Во-вторых, новое качество зрительского трафика. Дерзкое авторское кино, экзотические форматы, возрождение ретроспективы, клубный кинопоказ — самые «горячие» тренды дня. Томас Винтерберг с фестивальной лентой «Еще по одной» собирает в России под 100 млн рублей и точно обогнал бы «Паразитов», не будь карантина.
Но кто «вывозит» отрасль? Спросите команду «Стрельцова», что вышла на «домашнюю арену» с первым национальным хитом после локдауна. И спросите продюсеров «Довода», у которых от России зависело 3,6% сборов. Их рынок — весь мир. Они честно боролись за него. За наш бороться нам. Бокс-офис РФ снижался «лучше рынка». Минус 58,8% по сборам за год при минус 70% по миру и минус 80% у США. Касса российского кино потеряла всего 13% (сборы в 10,7 млрд рублей против 12,3 в 2019-м). Чем не завоевание?
Мы боялись ухода в мелкий жанр и малокартинье. Но кто лидеры 2020 года? Романтические блокбастеры «Лед 2» и «Серебряные коньки», экшен-хиты «Огонь», «Вторжение» и «Стрельцов», историческое полотно «Союз спасения» и фестивальные фавориты «Дорогие товарищи!», «Гипноз» и Kitoboy. Тут и биографические драмы («Доктор Лиза», «Цой», «Калашников»), и анимация («МУЛЬТ в кино», «Белка и Стрелка: Карибская тайна», «Барбоскины на даче»), и комедии (от «Холопа» и «Отеля «Белград» до «Кахи» с «Реальными пацанами»), и хорроры («Яга», «Кольская сверхглубокая», «Спутник»). Да, это запуски прошлых лет. Но пересмотрите последние питчинги Фонда кино и Минкульта! Амбиций в заявках — через край.
Будь в «Золотом орле – 2021» номинация «За спасение индустрии», сцена не вместила бы всех, кто в этот год не опустил руки, не повесил на двери замок. Главное же завоевание пока предчувствуют только посвященные в процесс знатоки. Российское кино в 2020 году вдруг воспринимается как «спящий хит» мирового рынка контента, как «темная лошадка», достойная рисковой ставки.
А чего нам не побороться за их рынок, как они — за наш? 150 российских компаний заявляют 500 фильмов и сериалов на 10 главных кинорынках мира, их цель — быть в топ-5 главных экспортеров контента через 5–7 лет. На чье бы место мы ни метили — Японии, Франции или Кореи, — в выигрыше окажется зритель. Он уже ставит на «темную лошадку».
Комментарии